Жан-Этьен Лиотар (1702–1789) — один из лучших портретистов своего времени, мастер пастели, как и знаменитый импрессионист Эдгар Дега, писавший намного позже.
Лиотар умел работать и с эмалью и маслом, но именно пастель стала его визитной карточкой. Он отлично писал все особенности структуры ткани, дотошно изображал одежды, а потому его картины вполне могли быть пособием по тому, как одевались люди в то время.
Голландская девушка за завтраком
Обычно он использовал простой фон, который не отвлекал от главного — самого портрета, досконально учитывал все особенности внешности позирующих ему, и если приукрашивал, то самую малость. Пастель — материал не самый долговечный, без соответствующей обработки картины, написанные пастелью, быстро выцветают, потому Лиотар создавал собственные рецепты закрепления пастели на бумаге, в которых присутствовали пемза и рыбий клей.
О Лиотаре, и его великолепных работах мы и поговорим в этой статье.
Мария-Фредерика ван Рид-Атлон в семилетнем возрасте
Родился Лиотар в семье женевских торговцев, начал проявлять определённые способности к живописи, потому и стал учиться вначале писать миниатюры, а когда ему исполнилось 21 год, посчитал, что в Женеве ему уже делать нечего, и отправился в Париж, где было немало художественных школ и мастерских и действительно можно было усовершенствовать своё мастерство художника.
Начал учиться у гравёра Жана Батиста Массе, но быть обычным копиистом ему не хотелось, однако и платить приличные деньги за обучение он не мог себе позволить. Потому пришлось некоторые основы мастерства постигать самостоятельно, правда, Лиотар не был столь способным самоучкой, как Архип Куинджи или Леонардо да Винчи, потому и его первая картина, которую он представил на суд публики в конкурсе, проводимым Академией художеств «Первосвященник Авимелех даёт Давиду меч Голиафа» никакого успеха ни у критиков ни у публики не имела, да и была исполнена довольно топорно, фигуры получились откровенно деревянными. Она так и не сохранилась до нынешнего времени, потому судить о ней можно лишь по старой фотографии неважного качества и прохладным отзывам критиков. А ведь Лиотару тогда было уже 30 лет, и перспективы преуспеть в живописи казались совершенно туманными.
О том, как Лиотар писал в начале своей карьеры, можно судить по портрету Жана Дасье — работа хоть и выполнена на вполне достойном уровне, но к шедеврам её отнести никак нельзя, обычный, заурядный портрет, каких писали немало художники в то время.
Портрет Жана Дасье
После того фиаско Лиотар решил уехать в Италию — посмотреть на шедевры живописи и попытаться почерпнуть что-нибудь у великих итальянских художников прошлого, например, у Тициана. Однако по приглашению виконта Данканнона решил поехать в Турцию и прожил там четыре года, став совершенно своим среди жителей Константинополя — одевался как они и досконально следовал местным традициям. И это сыграло на руку его популярности в Европе — там любили экзотику, а Лиотар в своём необычном для Европы наряде и в образе «европейского турка» стал востребованным художником.
Автопортрет
Постепенно росло и его мастерство — он перебрался в Вену, где стал придворным живописцем — писал императора и его семью. Картины те имели немалый успех. По мнению искусствоведов, именно там он и написал свою самую известную пастель «Прекрасная шоколадница».
Прекрасная шоколадница
Понимая, что в Вене эту картину вряд ли оценили по достоинству, Лиотар поехал с ней в Венецию. Там он продал её Франческо Альгаротти, который представлял интересы короля Пруссии Фридриха II и получил за неё кругленькую сумму в золоте — целых 120 цехинов, общий вес которых составлял немногим меньше 500 грамм, то есть стоимость их составила около 2 180 000 рублей в современном эквиваленте.
Лиотар переехал в Лондон и стал зарабатывать очень приличные деньги, что вызвало немалую зависть у местных художников и критиков. Обычное дело — люди успешные очень быстро обзаводятся недоброжелателями. Писали, что он слишком педантичен и у него напрочь отсутствует воображение. То есть, для Лиотара принципиально важно было, чтобы кто-то ему позировал и он с безупречной точностью воспроизводил все особенности лица позирующего, не делая исключения ни для оспин, ни для морщин и прочих особенностей внешности, которые никак не красили заказчиков. По мнению критиков, художник был не честен, как можно было подумать в нынешнее время, глядя на работы Люсьена Фрейда, а просто не мог написать иначе.
Завтрак
А то, что Лиотар так и не получил академического образования, накладывало отпечаток на его картины. По мнению критиков: «так получаются полотна у дам, если они задумают рисовать для развлечения». Он нарушал академические каноны, иногда писал на тёмном фоне неосвещённую сторону лица, и это казалось некоторым критикам вопиющим дилетантством.
Лиотар взял в жёны дочь купца из Франции Мари Фарг, и по настоянию супруги расстался со своей знаменитой длинной бородой.
Портрет Мари Фарг, жены художника, в турецком костюме
Денег у него было достаточно, и он увлёкся коллекционированием картин старых мастеров, которые потом выгодно сбывал богатым аристократам. Считалось, что уважаемый художник должен обладать и безупречным вкусом, потому у него можно покупать полотна без опасения купить бездарную чепуху за приличные деньги.
Натюрморт с чайным сервизом
Лиотар мог работать с эмалью и маслом, но больше всего предпочитал пастель, где достиг немалого мастерства. Он был новатором в технике пастели — например, втирал её очень глубоко в пергамент, стараясь добиться безупречной гладкости, как при написании картин эмалью, потому его работы и отличались от картин других пастелистов.
К сожалению, некоторые работы Лиотара сейчас выцвели, особенно пострадали красные фрагменты. Лиотар предпочитал изготавливать пастель самостоятельно, да и был самоучкой, возможно, всё это и сказалось на сохранности его картин. Но иногда выцветание пастели становилось даже забавным — так зелёный драгунский мундир на портрете Морица Саксонского стал голубым.
Портрет Морица, графа Саксонского
Лиотар не создал новую школу в живописи, не стал новатором определившим её развитие, да и брать на вооружение его наработки другие художники не спешили. Зато он стал одним из рекордсменов по числу копий своих картин, а его работы восхищают многих любителей живописи и по сей день.
Современная живопись выполненная современными масляными, акриловыми красками более устойчивы к выцветанию. Покупаю картины современных художников можно не бояться что в ближайшее время с ней что то случится. А выбрать картину можно на нашем сайте artalebrio.com, пообщаться с автором и купить подходящий вариант.
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
By confirming your order you unconditionally accept these General Conditions of Sale