ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Отомстила насильнику в своих картинах. Трагическая судьба самой талантливой художницы эпохи барокко и её впечатляющие работы.
Назад
​Отомстила насильнику в своих картинах. Трагическая судьба самой талантливой художницы эпохи барокко и её впечатляющие работы.

​Отомстила насильнику в своих картинах. Трагическая судьба самой талантливой художницы эпохи барокко и её впечатляющие работы.

Поделиться в соц сетях:

Артемизия Джентилески (1593–1653) — итальянская художница, творившая в эпоху барокко, ставшая первой женщиной, принятую во Флорентийскую академию живописи. И это действительно выдающийся случай и безоговорочное признание её таланта. Тогда отношение к женщинам было несколько другим, они должны были в основном заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей, да и замуж девочек выдавали очень рано — в 13–14 лет, и в замужестве они, по сути дела, превращались в машину для рождения и воспитания детей, рожали часто, 5–6 родов считалось в порядке вещей. Так-то мало кто из женщин в то время всерьез занимался живописью, наукой или искусством — на это просто не хватало времени и считалось, что женщины не должны заниматься сугубо мужскими делами, к которым относилось практически всё, кроме воспитания детей, вышивки и заботам по дому.

Автопортрет с лютней.

Судьба Артемизии сложилась несколько иначе, хотя ей с лихвой пришлось столкнуться со всеми предрассудками того времени, перенести немало горя и унижений, просто потому, что она женщина. Всё это основательно наложило отпечаток на её творчество. Оно напоминает картины Караваджо как стилистически, так и в выборе доминирующих тем. Её полотна часто достаточно мрачны, в них заключена нешуточная драма, на которую художница делает акцент, не смущаясь изображением достаточно реалистичных подробностей.

Юдифь и ее служанка с головой Олоферна

Даже сложно поверить, что все эти картины написала женщина — многие темы совсем не женские, хотя основной стала возможность женщин отстоять своё место в обществе и элементарное человеческое достоинство. А ещё они очень зрело и талантливо написаны, Артемизия смело использует контрасты света и тени, тона её картин яркие и насыщенные. Не случайно искусствовед Роберто Лонги считал, что она была единственной женщиной в Италии, которая разбиралась в живописи.

О трудной жизни, трагической судьбе и великолепных картинах талантливой художницы Артемизии Джентилески мы и поговорим в этой статье.

Лукреция

Отцом Артемизии был художник Орацио Джентилески. Мама её умерла, когда девочке было всего лишь 12 лет, после очередных родов, и дальше её воспитывал отец, который был человеком мрачным, деспотичным и нелюдимым. Но он давал ей уроки живописи, и Артемизия проявляла великолепные способности. Она была очень трудолюбивой, её рисунок не по годам зрелый и безупречно точный. Но всему отец обучить не смог — нужна была студия и существовали суровые ограничения, например, женщины не могли писать обнажённое мужское тело, а если кто осмелился нарушить запрет и про то прознали блюстители нравственности, то вполне можно угодить в тюрьму. Да и сам Орацио не считал, что дочь, когда вырастет, будет самостоятельно писать картины. Он надеялся, что она будет помогать ему в мастерской писать картины, если вдруг подвернётся хороший заказ. Отец научил её правильно писать светотень, как это делал великий Караваджо, но дальше углубляться не мог и не хотел, да и стиль его картин был несколько иной — мягче и возвышенней, без натурализма.

Сусанна и старцы

Как раз тогда в Рим, где жил Орацио с Артемизией, приехал флорентийский художник Агостино Тасси, который получил выгодный заказ на роспись дворца Роспильози. К нему присоединился и Орацио, который привлёк для некоторых работ свою дочку. Она стала ученицей Тасси, и однажды тот не придумал ничего лучшего, как изнасиловать Артемизию. Другая бы на её месте просто утёрла слёзы и смирилась, но Артемизия жаждала возмездия. Она обратилась в суд, и пришлось подвергнуться очень унизительным процедурам вроде осмотра. Приходилось неоднократно повторять перед свидетелями во всех подробностях обстоятельства дела. Её даже подвергли пыткам — тогда считалось, что лишь показания данные под пытками имеют вес. Наконец, Агостино получил год тюрьмы, а Артемизия больше никогда с ним не виделась. Именно так рассматривают эту историю все сторонники феминизма, хотя на деле всё было несколько иначе и этому есть доказательства и соответствие простому здравому смыслу.

Корсика и Сатир.

Тасси нравился Артемизии, и она после того случая ещё целый год разделяла с ним постель. В суд подал её отец Орацио по простой причине — Тасси нанёс серьёзное оскорбление чести семьи Джентилески и должен был жениться на своей ученице, это было единственной возможностью хоть как-то загладить случившееся. В противном случае с Орацио никто бы не захотел иметь дело и его карьера как художника бы заглохла. Но Тасси уже был женат да и случившиеся далеко не первый случай, жениться он не мог да и не хотел.

Хуже всего пришлось Артемизии — ей пришлось пережить двойное предательство. Со стороны отца, поставившего своё личное благосостояние и карьеру выше счастья дочери, и заставившего её подвергнуться суду и со стороны Тасси, который был женат, но скрывал это. Будущего у них быть не могло, хотя Артемизия ему верила и надеялась, что он женится на ней.

Юдифь, обезглавливающая Олоферна

Тогда она написала довольно резкую картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», по мотивам полотна Караваджо. Себя она представляла в роли Юдифь, а Тасси — в роли Олоферна. Особенно впечатляет экспрессия и хладнокровие, с которым совершает убийство Юдифь — действительно, нужно очень сильно ненавидеть своего бывшего любовника, чтобы написать нечто подобное.

К подобному сюжету она будет возвращаться ещё не раз — ей действительно нужно было через творчество залечить душевные раны. Хотя картины получались достаточно мрачными, но тема противопоставления насилия над женщиной иной быть и не могла.

Впрочем, Артемизии повезло, спустя всего лишь месяц после суда она вышла замуж за Пьерантони Стиаттези, бывшего, по разным данным, или помощником адвоката или художником. С ним она и уехала во Флоренцию. Этот город был тогда центром наук, а потому умная и талантливая Артемизия сумела там себя проявить в полной мере. У неё появился покровитель — Козимо Медичи, богатейший и влиятельный человек, она участвует в светской жизни, вращается среди влиятельных особ этого города и очень много работает — пишет картины. Правда, работа осложнялась господствующими тогда предрассудками — даже краски покупал её муж, сама художница не имела права это делать, про серьёзные заказы можно было и не мечтать — женщинам дозволялось лишь писать частные портреты и натюрморты.

Святая Екатерина Александрийская

Но Артемизия была упорной и талантливой, для масштабных полотен, которые она создавала, подобные ограничения не подходили. Они были замечательные, талант чувствовался во всём, в итоге её наконец-то приняли в Академию живописи во Флоренции, и художница могла писать наравне с мужчинами.

Однако денег не хватало несмотря на работоспособность и трудолюбие Артемизии. Платили ей меньше, чем мужчинам, а писать однотипные частные портреты — работа выматывающая и не приносящая удовольствия. У неё было четверо детей, и всех их нужно было воспитывать.

Умер Козимо Медичи, Артемизия осталась без покровителя, потом скончались двое её детей. Её уже ничего не держало во Флоренции, потому она вернулась в Рим. Но несмотря на холодный приём со стороны отца, Артемизия чувствовала себя победительницей — она приехала в статусе известной художницы, а не беглянки. И Римляне с удовольствием заказывали Артемизии свои портреты, платили за них хорошие деньги. У неё появился большой дом, правда, мужу надоело быть всегда в тени своей жены, и они расстались полюбовно, без серьёзных взаимных обид. И это было уже не важно, слава Артемизии росла, короли европейских государств звали её к себе, обещали осыпать золотом.

Даная.

Наконец, она приняла приглашение Карла I, короля Великобритании, уехала в Лондон и там встретила своего одряхлевшего отца. Тот взял крупный заказ, но из-за старости выполнить его уже не смог. Она пришла к нему на помощь, позабыв прежние обиды — качество, характерное лишь для действительно сильных личностей.

Автопортрет в виде аллегории живописи

Предполагается, что Артемизия умерла от эпидемии чумы в 1653 году. Однако истинное признание к ней пришло лишь в ХХ веке, устраивают выставки её картин, она стала героиней многих фильмов и книг. Жаль, что по-настоящему оценили талант этой незаурядной женщины лишь сейчас, а не при её жизни, которая иначе бы наверняка сложилась более счастливо.


Картины современных художников на сайте маркетплейса artalebrio.com. Рисунки, фотография, малотиражные коллекционные издания, товары мастеров рукоделия покупайте напрямую у автора.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!