ru
ru
Главная | Арт журнал | Что в «Чёрном квадрате» Малевича такого особенного из-за чего его признали шедевром живописи?
Назад
Что в «Чёрном квадрате» Малевича такого особенного из-за чего его признали шедевром живописи?

Что в «Чёрном квадрате» Малевича такого особенного из-за чего его признали шедевром живописи?

Поделиться в соц сетях:

Одна из самых неоднозначных картин в мире, вызывающая множество споров — «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Ведь подобную картину может нарисовать любой человек — возьми линейку, карандаш, начерти четыре стороны и закрась всё это чёрной краской, делов-то на 10 минут. Но почему же тогда картина так известна? Если бы её выставили на торги, то по оценкам экспертов стоимость составила как минимум 140 млн долларов, а, скорее всего, и намного больше, ведь не случайно за картину Поля Гогена «Когда свадьба» заплатили 300 млн долларов.

Поль Гоген. Когда свадьба?

Но то хотя бы вполне традиционное полотно в духе импрессионизма, а вот «Чёрный квадрат» — это чистой воды авангард, картина, по мнению многих простых зрителей, которую и к живописи-то отнести сложно. По большому счёту она уже стала нарицательной, как показатель странного и неоднозначного искусства, которое тем не менее признано некоторыми искусствоведами безусловным шедевром. Потому и постараемся разобраться в этой статье, что в этой картине такого особенного, почему она так высоко ценится и получила такую известность.

Чёрный квадрат

Вообще-то, «Чёрный квадрат» квадратом не является, его стороны разной длины, и не параллельны друг другу. Да и Малевич использовал три вида разных красок, которые лично приготовил специально для этой картины. Была там жжённая кость, чёрная охра и мел, которым Малевич попытался нивелировать глянец, характерный для масляных красок. То есть Малевичу всё же пришлось постараться и подготовить краски и материалы, так-то в чисто техническом отношении всё было не так просто, хотя, конечно, невозможно сравнить с написанием масштабных полотен в духе реализма и академизма, это не 20 лет работы, которые потратил Александр Иванов на эпическую картину «Явление Христа народу».

Александр Иванов. Явление Христа народу

Возможно, именно такой упрощённый творческий подход и вызывает недовольство у многих зрителей — ну никак не соответствуют затраты труда цене картины.

Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что и импрессионисты писали быстро и часто не затрачивали на создании картин много времени. Например, Клод Моне написал свою знаменитую картину «Впечатление. Восходящее солнце» за 10 минут. Потому многие художественные критики поначалу и не воспринимали импрессионизм всерьёз, а само это слово было насмешливо-ругательным.

Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце

Но постепенно время всё расставило по своим местам, работы импрессионистов были оценены по заслугам и сейчас вызывают куда меньше споров, чем тот же «Чёрный квадрат», написанный в художественном направлении супрематизма. Не исключено, что время настоящего и безоговорочного признания «Чёрного квадрата» ещё не пришло.

Чёрный квадрат не единственный. Всего Малевич написал четыре схожие картины, то есть три авторские копии оригинала. Наиболее удачной считают именно вариант 1915 года — всё дело в интересном сочетании чёрного цвета и белых оттенков. Но есть и другие квадраты. Самый большой по размеру — 106*106 см находится в Русском музее, а самый «чёрный» — он действительно темнее всех остальных написан Малевичем в 1929 году и храниться в Третьяковке.

Кстати, холст на котором написан «Чёрный квадрат» 1915 года на самом деле использовался для создании двух других картин. Первая написана в протосупрематическом стиле, ближайший аналог которого — картина Малевича «Дамы у фонарного столба».

Казимир Малевич. Дамы у фонарного столба

А самая ранняя картина, написанная уже по чистому холсту, создана в художественном направлении кубофутуризма. То есть на картине «Чёрный квадрат» 1915 года три слоя краски, отсюда и образование специфических трещин — кракелюров.

Но зачем всё это Малевичу нужно? Неужели нет чистых холстов и необходимо закрашивать уже готовые картины? Подготовка любого холста требует времени и сил, а вдруг автора осенит интересная идея, которая так и просится быть воплощённой на холсте? В ход пошли старые и не совсем удачные картины. А мы можем на примере «Чёрного квадрата» проследить эволюцию живописи Малевича: кубофутуризм, кубосупрематизм и чистый супрематизм.

Казимир Малевич. Точильщик. 1912

В случае супрематизма важна сама идея, новый художественный подход, созвучный веянию времени. Малевич призывал отказаться от фигуративности в живописи, упростить до крайности любые изображения, а супрематизм называл вершиной искусства, его финальной точкой. Да и мало какой художник мог придумать целое направление в живописи, а Малевичу это удалось.

Смысл подобного подхода был в создании нового языка в живописи, новых форм художественного восприятия. Раньше на первый план выступала фигуративность, эмоциональная составляющая картин, перспектива, смысл, заложенный художником в его полотно, элементы декоративности, красота в том виде, как её понимал художник и как готовы были воспринимать зрители.

С появлением супрематизма всё это стало неважным. Чёрный квадрат — это как буква в новом алфавите живописи, первооснова, первоисточник. Впоследствии Малевич написал «Чёрный крест» и «Чёрный круг». Чёрный крест — более сложная композиция из нескольких квадратов, и из этих «кирпичиков» художник может создавать очень сложные и необычные композиции, реализуя свой творческий замысел.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915. Справа: Чёрный круг. 1923.

Постепенно Малевич вновь вернулся к фигуративности, но в фигуративных, более привычных картинах использовал элементы супрематизма, то есть те самые первоначальные кирпичики. «Чёрный квадрат» — это отчёт нового стиля написания картин, упрощённого и созвучного потребностям нового времени и массовой культуры. Это квинтэссенция супрематизма в понимание его основателя Казимира Малевича, именно поэтому эта картина так важна и ценна для искусствоведов.

Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932. Посередине: Красный дом. 1932. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934.

У Малевича были свои последователи. Один из них — Эль Лисицкий. Оказалось, что супрематизм отлично подходит для иллюстрирования книг, для создания пропагандистских плакатов, например, знаменитого «Клином красным бей белых».

Эль Лисицкий. Клином красным бей белых

Работы Малевича были источником вдохновения многих современных художников, архитекторов и дизайнеров одежды. Современная культура была бы иной, не придумай Малевич свой супрематизм и в этом его главная заслуга.


Супрематизм, авангард, кубизм на картинах современных художников можно выбрать для своей коллекции или в подарок на сайте галереи artalebrio.com . Покупай картины напрямую у автора. Искусство должно жить в каждом доме!

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!