ru
ru
Главная | Арт блог | Как Юрий Пименов, писавший картины лакирующие советскую действительность в итоге погорел на этом?
Назад
Как Юрий Пименов, писавший картины лакирующие советскую действительность в итоге погорел на этом?

Как Юрий Пименов, писавший картины лакирующие советскую действительность в итоге погорел на этом?

Поделиться в соц сетях:

Пока одни ругают его за попытку угодить советской власти, другие причисляют к великим живописцам. На картинах Пименова советский быт кажется почти безупречным. Только были ли эти работы результатом светлого и позитивного взгляда на жизнь или желанием избежать проблем с государством постараемся разобраться в этой статье.

Многочисленные премии, в том числе за работы «Даешь индустриализацию!», «Работницы Уралмаша», «Новая Москва» дают повод считать художником частью государственной пропагандистской машины. С другой стороны, художник действительно мог воспринимать реальность именно так. Достаточно посмотреть на его работу «Весеннее окно», чтобы увидеть подверженность настроению и попытку заметить светлое в обыденном.

Весеннее окно

Впрочем, многие советские художники, даже самые известные и знаменитые, такие как Константин Юон и Аркадий Пластов писали картины именно так - восхваляя советский строй и лакируя действительность. Но при этом у них были совершенно изумительные картины, написанные от души, а не по заказу, ознакомиться с ними, а заодно прочитать об интересной и необычной жизни этих художников можно по ссылкам.

Начало работы

Москва, начало двадцатого века. В 1903 году на свет появляется будущий художник. По материнской линии он происходил из купеческого рода, а отец Пименова служил помощником присяжного поверенного. Семья жила достаточно неплохо, и уже в гимназии талант к рисованию Юрия был замечен. Благодаря помощи своего преподавателя, он смог поступить в Заморецкую школу рисования. При первой возможности молодой человек отправлялся в Третьяковку, чтобы изучить картины классиков. Тогда он даже не догадывался, что однажды и его работа займёт достойное место в этой удивительной коллекции.

Московские крыши

Чего только стоит картина «Московские крыши», которая позволила передать столицу в совершенно уникальном стиле. Новая сталинская высотка возвышается над старыми московскими домами символизируя успехи советской жизни. Хотя все прекрасно понимали, что обычные люди живут как раз в этих самых стареньких домах, а сталинские высотки нужны больше для пропаганды, нежели для жизни.

Оттачивание мастерства

В семнадцать лет юный художник стал студентом ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских). На своей работе «Художники в мастерской» автор изобразил процесс обучение таким, как он его видел.

художники в мастерской

Спустя пять лет несколько выпускников этого учебного заведения стали основателями Общества художников-станковистов.

Работы ОСТовцев были смесью европейского экспрессионизма и конструктивизма, достаточно свежей и новой для своего периода. В качестве основной темы авторы выбрали труд, спорт и особенности жизни ещё совсем молодого советского государства.

Конечно, часть работ могут быть соцзказом, но в двадцать с небольшим автор действительно смотрел на жизнь в позитивном русле.

Футбол

В честь десятилетия Октябрьской революции художником была написана картина «Даёшь тяжёлую индустрию!», которую высоко оценили наверху.

Но возможность выставляться на выставках ещё не была гарантией того, что коллеги и критики оценят старания автора. Пименова часто упрекали, называли его работы «плакатными», а всех членов группы ОСТ считали излишне зацикленными на формализме. Однако для второй половины двадцатых годов такие отзывы были не критичными, какая разница, что говорят коллеги, главное — это лояльность со стороны советских чиновников от искусства.

Путешествия

В двадцатые, даже тридцатые годы Советский Союз было ещё не закрытым, а остался заинтересованным в сближении с миром. Показать себя с лучшей стороны старались и в сфере культуры. Даже критикуемые за буржуазность молодые художники имели возможность принимать участие в выставках за рубежом и путешествовать.

Свои впечатления от этого периода автор выразил в работе «Дальняя дорога», которая отличается достаточно светлыми красками, как, впрочем, и почти все работы Пименова.

Вот только дальняя дорога в то время была доступна далеко не всем, однако Пименов был в числе этих немногих счастливчиков. Заграничная шляпа, зонт, клетчатый шарф, чемодан с яркими заграничными наклейками и бирками были атрибутами совершенно иной жизни, а Пименов сознательно делал акцент на них.

У Юрия Пименова появилась возможность поучаствовать в выставке в Токио, в Нью-Йорке, в Венеции, Париже. Из работ этого периода стоит выделить панно «Физкультурный парад», на котором взгляд на советские спортивные мероприятия оказывался явно окрылённым. Впрочем, это было в порядке вещей в то время.

Физкультурный парад

Спутница

Художнику было двадцать шесть лет, когда его супругой стала машинистка-стенографистка Наталья Бернадская. Пара провела вместе остаток жизни, и супруга была не только музой, натурщицей, но и помощницей своего творческого мужа. Позже вместе с супругом она будет работать над созданием театральных костюмов. На работе «Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе» можно заметить, насколько трогательно и нежно автор относился к собственной второй половине.


Резкие перемены

Начало тридцатых годов ознаменовалось расколом ОСТ. Вместе с частью коллег, Пименов стал основателем группы «Изобрада». Теперь темой картин новой группы стал «пролетарский сектор».

Если к двадцатым критика была лишь выражением мнения, и не приводила к жёстким ответным мерам со стороны советской власти, то к началу тридцатых партия потребовала устранить творческие объединения. Теперь художники стали частью Московского областного союза художников СССР. Социалистический реализм назвали самой верной и рекомендованной манерой творить.

Мойщица окон

Теперь любые споры и недовольство, выраженное в картинах приобретали политический окрас. Пименов тяжело переживал этот этап. От нервного напряжения он заболел, его сборник рисунков и иллюстраций был забракован и художник за уже готовые работы не получил ни рубля. Жить приходилось лишь на средства жены. Чтобы унять нервы Пименов мог выехать за город или по несколько часов гулять по столице. Что именно подтолкнуло его на поиск нового направления неизвестно, но именно в этот момент художник начинает выбирать тему города и людей.

Основные перемены заметны в стиле, теперь он ближе к импрессионизму, а не к плакату. Достаточно посмотреть на его работу «Женщина в гамаке», чтобы заметить, насколько сильными оказались перемены.

Женщина в гамаке

Впрочем, они явно к лучшему. Перенесённая болезнь или нежелание жить за счёт заработков супруги сделали своё дело. Пименов уничтожает часть старых работ, а не просто меняет стиль.

Одной из самой известной картины автора стала «Новая Москва». Отсутствие пафоса, позитивное отношение к людям и внимательность в мелочах автора сделали эту работу по-настоящему интересной.

Новая Москва

Теперь в творчестве автора тема дорог занимает особое место. Так было и с картиной «Следы шин», которую автор создал в самый разгар войны.

Следы шин

Театральная карьера и мир кинематографа привлекали Пименова не меньше. Уже в студенчестве авто занимался подготовкой иллюстраций для журналов, начинает работать в качестве театрального художника оформителя, создавать костюмы и декорации. Создавал художники и декорации для фильмов, в том числе «Кубанских казаков».

Светлая полоса

Казалось бы, после признания работы «Новая Москва» перед автором окажутся открыты все двери. Только к импрессионизму в Союзе всегда относились настороженно, даже то, что в этом направлении творили ведущие художники своего времени: Эдгар Дега, Морис Утрилло, Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек, Константин Коровин и другие, ситуацию не изменило. Особенно остро проблема стиля назрела в середине сороковых, когда отношение к Западу резко пересмотрели.

И все же Пименов старался создавать работы с видами любимой Москвы во всей ее красе. Его больше интересовали новые дома, молодые, красивые и счастливые люди, глаза которых светятся на его картинах от любви. Пока кто-то критикует цикл его работ «Новые кварталы» за лакировку действительности, другим нравится их позитив.

Новые кварталы

Но нужно понимать, что Пименов и хотел видеть Москву именно такой, он восхищался новыми советскими людьми, которым больше не придётся испытывать ужас войны, жить в тесных коммуналках, и искренне радовался за них. Счастье по Пименову — это летний дождь, молодожены, идущие в свою новую квартиру по строительным лесам, бесконечный оптимизм перед завтрашним днём. И как сейчас нам всего этого не хватает.


Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.

Мы в соц. сетях

Dzen, VK, Tg, FB, Instagram

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!