Плагиат заполонил нашу жизнь, очень сложно прочитать абсолютно уникальную статью в интернете, большинство из них сейчас делаются по принципу — нашёл похожую, и по ней написал свою, не заморачиваясь с литературным языком и чёткостью изложения. Новости на многих сайтах, даже самых уважаемых, напоминают много раз переделанный один и тот же текст, хотя тут журналистов отчасти можно понять — сложно придумать что-то своё в наборе штампов о нашей счастливой жизни и безоговорочно правильных поступков на международной арене.
Встречается плагиат и в фильмах, книгах, музыке — наверняка все знают о нашем «короле плагиата» Филиппе Киркорове, чьи песни подозрительно похожи на хиты других исполнителей по всему миру.
Даже в живописи присутствуют образцовые примеры плагиата — о них и поговорим.
Многие живописцы, особенно на ранних этапах своего становления как художника, используют схожие техники написания картин, сюжеты, композиции, сочетания цветов, творческие находки. В конце концов учиться всегда лучше на достойных образцах, безоговорочно признанных шедеврах и у настоящих мастеров своего дела. А уже потом сформировать свой стиль в живописи и свою манеру написания картин. Главное, в любую картину добавлять что-то своё, не заниматься чистым копированием.
1.Леон Перро (Leon Bazile Perrault). «Молодая швея». / 2.Евгения-Мария Саласон (Eugenie Maria Salanson). «Рыбачка»
Но вот когда сформировавшийся художник, занимающийся живописью профессионально, рисует абсолютно схожую картину как композиционно, так и по цветовым решениям — это уже чистой воды плагиат, то есть, по сути дела, воровство.
1. К.Е. Маковский. Из серии «Русь боярская». / 2. В.А Нагорнов. «Барыня-Сударыня»
Например, пензенский художник Владислав Нагорнов не особенно стесняясь взял сюжет, композицию и позу изображённой девушки с картины Константина Маковского из серии «Русь боярская». Не считать же удачной творческой находкой синие самоцветы на кокошнике вместо зелёных. Хотя идея любой картины и её композиция являются интеллектуальной собственностью художника или его потомков, и они вполне могут обратиться в суд с требованием возместить убытки и моральный вред связанные с беззастенчивым копированием.
1. Адольф-Вильям Бугро. «Пойманная бабочка». / 2. Никас Сафронов. «Ангел»
На плагиате попался даже наш главный гламурный художник Никас Сафронов — он написал картину «Ангел», которая почти в точности повторяет полотно известного французского художника XIX века Вильяма Бугро, видного представителя салонного академизма, который в своё время был очень уважаемым живописцем, но с началом эпохи модернизма в живописи оказался не у дел, а его картины подверглись жёсткой критики за отсутствие свежих идей и превалирование художественной техники над содержанием. Впрочем, любителям сентиментального реализма они нравятся. Наверняка понравились и Сафронову, раз он не мудрствуя лукаво списал своего «Ангела» с картины Бугро «Пойманная бабочка».
1. Владислав Чахорский. «Дама в лиловом платье». / 2. Джованни Коста. «Молодая девушка с цветами»
Иногда схожие картины писали и вполне уважаемые в своё время живописцы, в итоге неискушённому зрителю сложно определить кто автор первоисточника, а кто удачной копии, в которой нашло отражение и собственное художественное видение живописца. Например, польский художник Владислав Чахорский написал картину «Дама в лиловом платье», которую через несколько лет переписал на свой лад итальянец Джованни Коста.
Впрочем, когда художнику срочно нужны деньги и подвернулся богатый заказчик, не очень-то сведущий в искусстве, то ради лёгкого заработка он может пойти на плагиат, поскольку выдумывать что-то новое в каждой картине долго и муторно. Плодовитые живописцы, например, Пабло Пикассо, Жан-Леон Жером или тот же Бугро за свою жизнь написали множество картин, и далеко не все из них оригинальные шедевры, хотя, конечно, работы Пикассо выделяются в лучшую сторону, по сравнению с предстателями салонного академизма, к которым относят Жерома и Бугро. А можно ещё вспомнить Энди Уорхола, умудрявшегося одну и ту же свою работу с небольшими изменениями в колористике продать десятки раз. Иногда художники просто зарабатывают деньги на богатых заказчиках и кому как не Никасу Сафронову знать об этом.
Грешили плагиатом и многие английские художники XIX века, просто потому, что они брали за основу творчество эпохи Возрождения. Так, англичанин англичанин Томас Салли написал картину «девушка в окне», которая композиционно практически точно копирует картину великого Рембрандта «Девушка у окна». И не он один — американский художник Рембрандт Пил тоже не удержался от плагиата и написал портрет своей дочери Розальды почти как две капли воды похожий на работу голландского мастера светотени. То есть мы имеем дело аж с двойным плагиатом.
1. Харменс ван Рейн Рембрандт «Девушка у окна».(1645). Картинная галерея Далич, Лондон, Великобритания / 2. Рембрандт Пил «Девушка в окне (портрет Розальбы Пил)». (1846). / 3. Томас Салли «Девушка в окне»
Используя уже готовые идеи построения композиции картин, художники лишают себя творческого роста, возможности совершенствоваться. Впрочем, иногда придумать что-то новое действительно сложно, особенно в написании натюрмортов. Ну сколько можно придумать композиций с вазой и цветами — потому и бывают подобные совпадения, хотя в данном случае вряд ли оно случайно.
1. Патрик Уильям Адам. «Утренняя комната». (1916). / 2. Мария Щербинина. «После завтрака». (1990)
Но не всегда плагиат — это безоговорочно плохо, художник может развить творческую идею другого автора, добавить что-то своё, в итоге получиться уже цельное и законченное произведение, пусть и по схожей теме. Тем более что некоторые композиции бывают настолько удачные, то написать картину иначе — значит сделать только хуже.
1.Адольф-Вильям Бугро. «Сестры». / 2. Константин Маковский. «Дети, бегущие от грозы»
Часто художники делают картины-двойники, то есть, по сути дела, перерисовывают свою же работу несколько раз. Особенно этим грешил Энди Уорхол, но и среди средневековых художников тоже были подобные мастера, например, Тициан Вечеллио. За 20 лет он сделал аж три копии своей картины «Даная», впрочем, каждый раз добавляя что-то своё.
1.Тициан Вечеллио «Даная» (1544-45). Национальный музей Каподи-монте, Неаполь, Италия. / 2. Тициан Вечеллио. «Даная» (1553). Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург. / 3. Тициан Вечеллио. «Даная» (1553-54). Музей Прадо, Мадрид, Испания. / 4.Тициан Вечеллио. «Даная» (1564). Историко-художественный музей, Вена, Австрия
Вообще, авторские копии — явление достаточно распространённое в живописи, если художник достаточно известный, то иметь его полотно в доме хотят многие богатые люди, вот он и зарабатывает на своей популярности. Хотя авторские копии вряд ли можно назвать плагиатом — нельзя украсть у самого себя.
Плагиат и великие копии оставили яркий след в истории мирового искусства. Переходите по ссылкам, чтобы выбрать и купить работы современных мастеров на онлайн-площадке artAlebrio.com
Подписывай на нас в соц. сетях
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи