ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Внутренняя свобода в несвободное время. Почему картина Николая Ярошенко «Всюду жизнь» по праву считается шедевром?
Назад
​Внутренняя свобода в несвободное время. Почему картина Николая Ярошенко «Всюду жизнь» по праву считается шедевром?

​Внутренняя свобода в несвободное время. Почему картина Николая Ярошенко «Всюду жизнь» по праву считается шедевром?

Поделиться в соц сетях:

Внутренняя свобода в несвободное время. Почему картина Николая Ярошенко «Всюду жизнь» по праву считается шедевром?

Николай Ярошенко (1846—1898) — русский художник-передвижник, писавший портреты и жанровые композиции. Однако помимо написания картин Ярошенко был профессиональным артилеристом и дослужился до чина генерал-майора. Как ему удавалось сочетать несочетаемое — написание картин на высоком художественном уровне и службу в армии мы расскажем в этой статье, заодно и поговорим о главной картине Ярошенко — «Всюду жизнь».

Николай Ярошенко. Автопортрет.

Жизнь Николая Ярошенко как будто создана из парадоксов — как верный служака мог писать картины, обличающие существующее положение вещей, и рисовать портреты тех, кого в России XIX века считали врагами?

Родился он в семье военного, отец — Александр Ярошенко был генерал-майором и другой судьбы, кроме службы в армии, для своего сына не представлял. Даже мама Любовь Васильевна с детства знала особенности военной службы не понаслышке, поскольку её отец был отставным поручиком. Потому в 9 лет Саня стал кадетом Полтавского кадетского корпуса, дальше было военное училище в Петербурге и артиллерийская академия. Впрочем, в военных действиях Ярошенко не участвовал — ему повезло устроиться на спокойной должности начальника штамповочной мастерской на патронном заводе в Петербурге, где он и благополучно прослужил 20 лет, дослужившись в итоге до чина генерал-майора. Позавидовать можно такой карьере.

Но помимо скучной военной рутинной службы у Ярошенко была другая страсть — живопись. Вначале он учился в кадетском корпусе у Ивана Зайцева, потом у Ивана Крамского, который преподавал в Обществе поощрения художников. Между прочим, Крамской был мастером психологического портрета, написал знаменитую «Неизвестную» — подробнее, кем была дама на той картине и почему это полотно можно назвать неприличным по меркам морали XIX века, вы можете прочитать на нашем канале. Так-то учителя у Ярошенко были более чем достойные, и это нашло отражение в его работах.

Портрет Дмитрия Менделеева

Усидчивости и терпения Ярошенко хватало, чтобы заниматься одновременно в двух учебных заведениях — Артиллерийской академии и Петербургской Академии художеств. Но в Академию художеств он ходил в статусе вольного слушателя и учился там 7 лет — с 1867 по 1874 год.

Ярошенко небезосновательно называют совестью передвижников, благодаря дружбе с Крамским, идеологом этого художественного объединения, они вместе руководили передвижниками. После смерти Крамского управление передвижниками единолично продолжил Ярошенко, и вот тут возникли некоторые противоречия между ним и молодыми художниками. Последним очень не нравились его по-армейски строгие требования к выбору сюжета, композиции и манере письма, которые душили любую инициативу в зародыше.

Старое и новое

Ярошенко прославился как мастер портретного жанра, однако его портреты были двух типов — первый, вполне традиционные, на которых написаны известные учёные, артисты, художники и прочие знаменитости того времени. Благодаря своей основной работе в военном ведомстве, Ярошенко мог писать лишь людей ему интересных, не отвлекаясь на портреты богатых купцов и дворян, как многие другие художники, в частности Константин Маковский, которого вполне можно назвать Никасом Сафроновым XIX века.

Портрет художника Николая Ге

А были ещё работы на штыке портрета и жанровой композиции. В них Ярошенко писал нигилистов, арестантов, революционеров то есть, по сути дела, врагов тогдашнего режима. Поскольку он был офицером, то имел доступ в тюрьмы, мог спокойно рисовать с натуры нужные ему типажи.

Заключённый

Однако Ярошенко и сочувствовал своим персонажам, он рисовал всех «униженных и оскорблённых», например, рабочих на заводах, которые за гроши вкалывали на тяжёлых и вредных производствах по 10–12 часов в сутки и жили в совершенно невыносимых условиях. Своей задачей максимум он считал написать коллективный портрет эпохи, выраженный через множество различных портретов безвестных и знаменитых людей.


Кочегар

Свою, возможно, самую знаменитую работу «Всюду жизнь» Ярошенко написал в 1888 году.

Всюду жизнь

На первый взгляд, в ней нет ничего особенного — обычный арестантский поезд, причём вагон, выкрашенные унылой зелёной краской занимает значительную часть картины. У окна вагона стоят люди, которые кормят голубей. Нечто подобное вполне можно увидеть и в жизни — пройдёшь и не заметишь, но почему же эта картина произвела такое сильное впечатление на современников Ярошенко и что в ней такого особенного?

Ярошенко как истинный передвижник написал картину в жанре критического реализма, основной задачей которого является обращение внимание на какие-либо проблемы и пороки в обществе. Исходя из вагона и решёток на окнах понятно, что люди в нём арестанты, но на типичных уголовников они непохожи совершенно, тут скорее просматривается связь с картиной «Святое семейство» итальянского художника эпохи Высокого Возрождения Корреджо. Понятное дело, что мальчик с ангельской внешностью преступником быть не может, а именно его изобразил на переднем плане Ярошенко, подчёркивая несправедливость ареста.

Слева: Николай Ярошенко. Всюду жизнь (фрагмент). 1888. Справа: Корреджо. Святое семейство со святым Иеронимом. 1519.

Другие передвижники, будь то Василий Пукирёв в своей великой картине «Неравный брак» или Василий Перов со своей знаменитой «Тройкой», знакомому каждому советскому школьнику выполняли в своём творчестве такую же задачу - обличение пороков общества. Ну нельзя выдавать несовершеннолетних девушек помимо их воли за престарелых богатеев, дети не должны, надрываясь, тащить тяжёлую бочку и ни при каких условиях нельзя арестовывать и сажать в тюрьму безвинных людей.

Слева: Василий Пукирёв. Неравный брак. 1861. Справа: Василий Перов. Тройка. 1863.

Но вот в картинах Пукирёва и Перова униженные и угнетённые откровенно несчастны, а Ярошенко пошёл дальше, в данный момент и мужчина с усами и бритый крестьянин с бородой и стесняющийся арестантской причёски интеллигент улыбаются и смеются. Радуются за мальчика, которому кормление голубей доставляет большое удовольствие.

Всюду жизнь. фрагмент

Это и есть ощущение внутренней свободы, люди, оказавшиеся в совершенно жутких условиях, не предаются отчаянию, а радуются каждой мелочи, живут моментом, здесь и сейчас. В этом глубокий смысл — известно, что многие арестанты умирают не от тяжести тюремной жизни, а от отчаяния, неумения смириться со своим положением, найти радость в совершенно обыденных вещах. Это очень важно для психического здоровья. И почему-то хочется верить, что и крестьянин, и интеллигент и блатарь с усами сумеют пережить ссылку и тюрьму, вынесут любые испытания.

А вот насчёт человека, отвернувшегося к окну, можно и поспорить — он явно отчаялся, его уже ничего не радует, а впереди лишь беспросветность. Проблема безвинно заключённых, умение радоваться мелочам, ощущение внутренней свободы, безнадёжное отчаяние — сколько смысловых слоёв в одной, на первый взгляд, простой картине! Именно это и делает её выдающимся произведением искусства.


Здесь и сейчас выбирайте произведения современных авторов на сайте галереиartalebrio.com Поддерживайте художников участвующих в арт конкурсах голосом. Покупайте картины в свой дом или подарок напрямую у автора на сайте галереи. А 19-20 ноября ждем всех любителей прекрасного на арт ярмарку "АРТ и точка" в ARTPLAY.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен VK TG OK Youtube FB IG

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!