ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Малоизвестный шедевр Репина, выполненный в стиле импрессионизма, и другие пять картин, которые стоит увидеть в Третьяковке
Назад
​Малоизвестный шедевр Репина, выполненный в стиле импрессионизма, и другие пять картин, которые стоит увидеть в Третьяковке

​Малоизвестный шедевр Репина, выполненный в стиле импрессионизма, и другие пять картин, которые стоит увидеть в Третьяковке

Поделиться в соц сетях:

Третьяковская галерея — крупнейшая коллекция картин русских художников, музей с мировым именем. А начиналось всё с собрания картин Павла Третьякова, русского купца и мецената, человека, очень много сделавшего для развития русского искусства. Он был очень скромным и порядочным, высоко ценил такие качества, как душевность, стремление показать правду жизни, а не любил картины напыщенные и пафосные, выполненные в академическом стиле, излишне декоративные. Зато работы передвижников он покупал с большим удовольствием, художники считали за честь продать свою картину Третьякову, отчасти потому, что он отлично разбирался в искусстве, и приобретение им картины было своеобразным «знаком качества». Впрочем, Третьяков не любил платить лишние деньги за картины, иногда отчаянно торговался, а работы некоторых художников, например, Константина Маковского не покупал в принципе, поскольку считал, что стоимость их откровенно завышена. Однако, всё равно, картин в коллекции Третьякова немало, и благодаря своему безупречному художественному вкусу многие из них настоящие шедевры. О некоторых из них и поговорим в этой статье.

1. Иван Шишкин. Рожь

Иван Шишкин. Рожь

Шишкин был настоящим мастером пейзажа, его картины всегда безупречны по технике, выполнены практически с научной тщательностью. Шишкин не ленился выписывать каждую хвоинку на соснах и елях, каждый колосок, потому его иногда упрекали в излишней фотореалистичности. Но это был просто реализм в высшем своём проявлении, когда мастерство художника позволяет создавать пейзажи, неотличимые от реальности. Картины Шишкина — это нечто большее, чем просто тщательное зарисовывание увиденных живописных видов, в них есть немало деталей, позволяющих глубже понять и перипетии личной жизни художника и его философию. Так, на знаменитой картине «Рожь» мы видим не только разливное жёлтое море спелой ржи, величественные сосны, и низко летящих стрижей, но и погибшее, скорее всего, от удара молнии, дерево. Зачем оно нужно на этом жизнеутверждающем пейзаже? Возможно, Шишкин хотел показать, что ничто не вечно под луной, а смерть и гибель неразлучная спутница природы. А может, просто хотел передать своё настроение. В его жизни было немало трагедий — смерть жены и двух детей, было отчего прийти в уныние. Но всё равно, он продолжал работать и создавать удивительные пейзажи.

2. Архип Куинджи. Псле дождя.

Архип Куинджи. После дождя.

Архип Куинджи, в отличие от Шишкина не был столь безупречным рисовальщиком, да и рисунок не самая сильная сторона его картин. Зато он был отличным колористом, создавал и придумывал новые необычные сочетания красок и умел изумительно писать свет. В картине после дождя он сумел показать то состояние природы, когда небо ещё затянуто тёмными тучами, но сквозь них уже проникают первые лучи солнца, возможно, оно просто выглянуло сквозь небольшой просвет. Вскоре появится радуга, воздух чистый и свежий, а трава изумрудно-зелёная. Кстати, Куинджи был большой оригинал и очень порядочным человеком, он основательно разбогател на сделках с земельными участками и недвижимостью, но почти все деньги отдавал на благотворительность и жил достаточно скромно.

3. Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства

Это полотно заказал Васнецову его друг и меценат Савва Мамонтов. Васнецов взял за основу сказ о трёх царевнах подземного царства, но изменил его, написал вместо серебряной и медной царевны царевну драгоценностей и царевну каменного угля. Они символизировали богатства нашей земли, кстати, самая младшая царевна и одета проще других - уголь сам по себе стоит значительно дешевле, чем золото и драгоценные камни, но его значение было гораздо выше, он служил основным топливом в то время, поскольку паровозы и пароходы двигались на каменном угле.

Третьяков часто покупал работы Васнецова, он ценил его за скромность и дружил с ним. Однако скромность и помешала Васнецову — его приняли в Академию художеств, но он был уверен в том, что провалился, и потому пришёл вновь сдавать вступительный экзамен лишь через год. Оказалось, что он уже принят, и можно было этот год не терять, а спокойно учиться.

4. Илья Репин. Стрекоза.

Илья Репин. Стрекоза.

Эту картину вполне можно принять за полотно какого-нибудь импрессиониста из Франции. Как-то оно совсем не похоже на фирменные работы этого передвижника, выполненные в жанре критического реализма. Но этому есть своё объяснение — Репин хотел написать портрет своей дочери Веры, и для изображения ребёнка лучше всего подходила именно импрессионистская, лёгкая манера письма. Вера написана на фоне голубого неба, сидящая на деревянной перекладине забора, легкомысленно покачивает ногой и любуется окружающим пейзажем. А название «Стрекоза» не случайное — именно так он называл свою дочку в детстве, поскольку её голубое платье напоминало ему расцветку этого насекомого. Хотя сам импрессионизм Репин особенно не жаловал — он считал, что этим работам не хватает глубины, они слишком поверхностны и декоративны. Но как ещё писать ребёнка, тем более свою любимую дочку, как не в подобном жизнерадостном стиле? Пришлось Репину немного поступиться своими принципами, впрочем, картина написана преимущественно в реалистичном ключе и широких мазков, столь характерных для импрессионистов, там не видно.

5. Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем

Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем

Ещё одна картина, написанная в импрессионистской манере, но на сей раз художника, который предпочитал работать именно в этом направлении живописи. Валентин Серов написал немало хороших картин, но именно «Девушку, освещённую солнцем», созданную когда ему было всего лишь 23 года, признавал своей лучшей работой. На картине впечатляет игра света и тени, удивительный контраст между ярко освещённой лесной полянкой, бликах на лице, белой блузке и темноты древесной коры. Картина радостная, вызывает положительные эмоции, символизирует радость жизни, в полном соответствии со всеми законами импрессионизма.

Серов пытался несколько раз написать нечто подобное, но всё никак не получалось. Позировала ему двоюродная сестра Марина, и ей приходилось это делать целых три месяца в течение нескольких часов в день. Воистину, терпение тут требуется невообразимое, поскольку Серов очень тщательно подошёл к написанию полотна, что совершенно непривычно для импрессионистов. Например, Клод Моне написал своё знаменитое «Впечатление. Восходящее солнце» всего лишь за 10 минут. А тут изнуряющая работа, более привычная для академистов и реалистов.

Однако терпение Марины всё же иссякло и она на четвёртый месяц прекратила позировать, сославшись на то, что ей нужно в Петербург на занятия. Возможно, этот поступок в итоге оказался правильным, картина всё равно получилась замечательная, а излишнее количество правок, которые вносил Серов, могли бы просто испортить её. Всё хорошо в меру, и Марина это понимала.


Большой выбор картин, графики, лимитированной фотографии, гравюры вы найдете на сайте галереи artalebrio.com. Собери собственную коллекцию живописи современных художников.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!