ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Почему художника Константина Маковского можно назвать Никасом Сафроновым XIX века?
Назад
​Почему художника Константина Маковского можно назвать Никасом Сафроновым XIX века?

​Почему художника Константина Маковского можно назвать Никасом Сафроновым XIX века?

Поделиться в соц сетях:

Константин Маковский (1839-1915 гг.) — классический пример художника, чьи работы любили простые зрители и самые влиятельные заказчики, вплоть до императора Александра 2, но недолюбливали и ругали художественные критики. Почему так, чем им не угодили работы этого художника, а заодно о жизни Маковского мы и расскажем в этой статье.

Вообще, Маковского можно назвать счастливчиком — его любили женщины, он был самым дорогим художником в России, а работа давалась легко и непринуждённо. Бывало, что богатый заказчик — иные себе позволить картины Маковского не могли, пару часов позировал, а Маковский за это время уже успевал создать готовый портрет. Но чтобы тому не казалось, что он расстаётся с чересчур большой суммой денег, художник говорил, что портрет нужно довести до ума и со спокойной совестью откладывал уже готовую работу в дальний угол. Спустя месяц предъявлял эту работу заказчику, который искренне думал, что Маковский всё это время неустанно трудился над его портретом.

Боярыня

Успех и удача сопутствовали Маковскому с самого детства. Его родители были известными, богатыми и творческими людьми. Отец, художник-любитель и бухгалтер по своей основной профессии Егор Маковский умел хорошо зарабатывать деньги, был членом комиссии по строительству храма Христа Спасителя, вся бухгалтерская отчётность той стройки проходила через него. Но он при этом не был занудным счетоводом, любил искусство, отлично разбирался в иконописи и дворцовой живописи — очень ценное качество для человека, составляющего смету под роспись главного храма страны, и даже основал Московское училище живописи. Впоследствии его сын Константин Маковский — герой нашей публикации соберёт все награды, выдаваемые этим училищем, а затем переводится в более солидную Академию художеств, которую ему даже не удалось закончить. Впрочем, его учителем был и знаменитый художник Василий Тропинин, которому очень не повезло с рождения. Почему так, можете прочитать в статье по ссылке.

Девушка в костюме флоры

Мама Константина была оперной певицей, настоящей светской львицей и одной из самых красивых дам Петербурга. Всего в той семье было пятеро детей и четверо из них стали художниками, как братья Константин, Владимир и Николай Маковские и сестра Александра Маковская. Лишь вторая сестра Мария Маковская стала певицей.

Но в 1863 году Маковский стал участников так называемого бунта 14 в Академии художеств. Начинающие художники были недовольны чересчур консервативными порядками в этом учреждении, бесконечном насаждении классицизма, отсутствии возможности выбрать тему для своей дипломной работы. С недовольными руководство академии расправилось быстро — просто уволило с характеристикой: «художник второго класса», и дело с концом. Маковскому не помогло даже прежние заслуги и заступничество отца.

Дети, бегущие от грозы

Он участвовал и в подвижничестве, именно для него нарисовал свою отличную картину: «Дети, бегущие от грозы». Правда, композиционно эта картина здорово напоминает работу Вильяма Бугро «Сестры» — подробнее об этом можно прочитать в статье «Плагиат в живописи, или когда новое — это хорошо скопированное старое». Но всё равно картина впечатляла, Маковский удачно переделал достаточно кондовую работу французского живописца, однако не отказался от главной фишки своих картин — идеализации действительности. Когда его товарищи-передвижники обвиняли художника в излишним приукрашивании крестьянской жизни, и журили за подобную технику написания картин, то он в ответ на их упрёки отвечал: «но это красиво».

Крестьянские дети

Красота была главной в творчестве Маковского, именно потому он так любил рисовать в «боярском» стиле. Россия на его картинах богатая, красочная и даже во время работы с передвижниками Маковский не изменил подобной манере написания картин. Хотя это и вызывало определённые вопросы его товарищей-передвижников — ну какая может быть красота и богатство в ежедневном крестьянском тяжелом труде и в нищенском существовании? Картины Маковского сильно выделялись среди работ других художников этого творческого объединения: Ильи Репина, Мясоедова, Савицкого, Крамского, Брюллова, Поленова и других.

Пряха

Впрочем, он был и самым богатым и дорогим художником своего времени, а идеи народничества его не привлекали совершенно, так же как и общий бюджет всего объединения передвижников. Писать народ Маковский ещё был согласен, но вот показывать его страдания, рисовать нищих и убогих — за этим нужно было обращаться к кому-либо другому. А люди из народа на картинах Маковского ничем, кроме бедной одежды, не отличаются от классических портретов знати — приодень девушку-селёдочницу в богатое платье, получиться отличный портрет дочери тайного советника.

Селёдочница

Постепенно Маковский всё больше отдалялся от передвижников, стал делать собственные выставки, часто брал заказы на портреты богатых купцов и влиятельных чиновников, готовых платить запрашиваемые художником суммы.

Семейный портрет 1882 года

А вот Павел Третьяков Маковского не очень жаловал и запрашиваемые им суммы за свои картины считал, мягко говоря, завышенными. Доходило до абсурда — за картину «Славянские композиторы» Константин Маковский не особенно смущаясь запросил 25 тыс. рублей, а Илья Репин — живописец не менее мастеровитый, чем Маковский потребовал лишь 1,5 тысячи. Разумеется, выбор был в пользу Репина и со своей работой он справился неплохо.

Славянские композиторы

В общем, Маковский — это Никас Сафронов XIX века, гламурный художник, насколько вообще этот термин мог быть применим к тогдашним реалиям.

Однако за рубежом работы Маковского, восхваляющие богатую Русь в парчовых платьях очень ценились, зарубежным заказчикам не было дела до реального изображения жизни русских крестьян, а вот красивая, типично «Маковская» картинка привлекала.

Боярская свадьба

Маковский любил жизнь и пользовался по максимуму своим положением дорогого востребованного художника. Его дом ломился от роскоши, он увлёкся собиранием всевозможного антиквариата, причём скупал всё подряд, не особенно смотря на цену и художественную ценность приобретаемых вещей. Он и заказы брал не особенно выбирая, соглашался писать всё: любые портреты, картины в любых жанрах и сюжетах. Но вот что интересно — они всегда получались на определённом хорошем уровне, фирменный почерк художника есть во всех его картинах и нет работ, которые бы резко уступали прочим.

Игра в жмурки продана за 5,5 млн долларов.

Конечно, были завистники и недоброжелатели, у нас вообще не любят богатых и успешных, они упрекали художника в искусстве на поток и излишней идеализации действительности, но Маковскому не было дела до их мнения.

Дети господина Балашова

Вот только под конец жизни Маковский уже основательно устал от всего этого — картин, богатств, женщин, даже собственная семья и дети не радовали его. Слишком много всего было, слишком легко давалось и уже утратило свою ценность, стало напоминать скучную и ненужную суету, не приносящую никакой радости. Умер он в возрасте 76 лет от несчастного случая, коляска, в которой он ехал, столкнулась с трамваем. Пожилого художника от удара выбросило на дорогу, и полученные травмы оказались несовместимы с жизнью.


Анималистика, портреты и фигуры на картинах художников на сайте галереи artalebrio.com. Купить картину в коллекцию или в подарок напрямую у автора.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, OK, Youtube, FB, ig

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!