ru
ru
Главная | Арт журнал | Как Валентин Серов разыграл всех своим портретом императора Николая II. Шутка, которую ещё долго не могли простить художнику.
Назад
Как Валентин Серов разыграл всех своим портретом императора Николая II. Шутка, которую ещё долго не могли простить художнику.

Как Валентин Серов разыграл всех своим портретом императора Николая II. Шутка, которую ещё долго не могли простить художнику.

Поделиться в соц сетях:

Валентин Серов (1865–1911) русский художник, мастер психологического портрета, умеющий с удивительной точностью раскрывать внутренний мир человека, выявляя в нём все имеющие черты, в том числе и не самые приятные для заказчика. Серов был всегда предельно честен и не приукрашивал действительность, чей бы портрет он не писал. А писал он портреты многих своих выдающихся современников, богатых купцов и помещиков, заказать портрет у Серова было показателем статуса и престижа и даже вероятность того, что сам Серов может написать его в насмешливо-карикатурном стиле, заказчиков не останавливало.

Портрет В. О. Гиршмана.

Один из самых необычных и интересных портретов Серова — «Портрет Николая II» хранится сейчас в Третьяковской галерее. Этот портрет написан в духе импрессионизма широкими мазками, без тщательной прорисовки отдельных мелких деталей и отчасти напоминает эскиз. Вот только есть сомнения, что представители царской семьи оценили бы по достоинству портрет в подобном стиле — время повсеместного признания импрессионизма ещё не пришло, особенно когда дело касается такого консервативного и напыщенного жанра как парадные портреты венценосных особ.


Валентин Серов. Портрет Николая II. 1900.

Да и от парадности в этом портрете нет ничего — Николай II написан в обычной повседневной тужурке, на портрете он вообще напоминает обычного служаку с усталым и серьёзным выражением лица. Нет в нём ни имперского величия, ни царского достоинства. Но почему же Серов написал именно такой портрет Николая II, неужели сам император хотел видеть себя именно таким на портрете? Постараемся разобраться в этом вопросе.

Изначально Серов написал совершенно другой парадный портрет Николая II. В 1896 году королева Англии Виктория присвоила русскому императору звание «Почётный командир шотландского полка». Обычная практика среди венценосных особ — присваивать друг другу различные почётные звания в дипломатических интересах. Именно в форме командира шотландского полка и написан Николай II.

Валентин Серов. Портрет Николая II в форме командира шотландского полка. 1900

Кстати, картина получилась несколько неоднозначной — огромная чёрная шапка напоминает чёрное пятно на красном фоне мундира. Есть в ней что-то зловещее, особенно если знать дальнейшую судьбу русского царя.

Этот портрет Николай II впоследствии подарил представителям того же самого полка, формальным командиром которого являлся. Сейчас он хранится в Национальной галерее Шотландии, и мало кто из россиян его видел воочию.

Второй же портрет Николая II и вообще являлся сугубо частным, Серов написал его как подарок супруге императора Александре Фёдоровне. Она хранила его в личных покоях, и, разумеется, даже не думала выставлять куда-либо публично. Но однажды один иностранный фотограф по личному разрешению императрицы сделал фото этого портрета, а в 1913 году художник Михаил Рундальцов создал гравюру. И по этой гравюре можно судить, что взгляд у царя несколько иной, более прямой и уверенный, да и картина прорисована лучше куда ближе к реализму, или полноценному полотну, нежели этюду, чем та, что хранится сейчас в Третьяковке.

Михаил Рундальцов. Портрет Николая II с портретом-ремаркой цесаревича (по оригиналу портрета Валентина Серова). 1913

Интересна история появления второй, авторской копии портрета. Когда Серов писал позировавшего ему Николая II, то в комнату вошла супруга императора и стала резко критиковать картину. Серов был, мягко говоря, ошарашен, будь на месте императрицы какая-нибудь купчиха или фабрикантша, то наверняка бы в достаточно резких словах осадил бы её, поскольку сам Серов по характеру был достаточно мрачным человеком, никогда не лезущим за словом в карман. Чем-то он этим напоминал Василия Верещагина. Впрочем, даже императрице Серов, не тушуясь, предложил самой закончить за него работу. Та рассердилась и вышла из спальни, не сказав ни слова.

Серов понял, что портрет может быть уничтожен или помещён в самый дальний чулан, потому и решил снять с него авторскую копию. На сей раз он писал для себя, потому и взгляд у Николая II как у обычного человека, задумчивый и печальный. Не чувствуется в нём ни имперского величия, ни принадлежности к королевской крови. Обычный, уставший и задумчивый человек, отягощённый немалыми заботами.

Слева: Валентин Серов. Портрет Николая II. Справа: Михаил Рундальцов. Гравюра “Портрет Николая II” с оригинала кисти В. Серова.

Небрежно написанная мазками эта картина кажется только на первый взгляд, если смотреть на неё вблизи. Но стоит отойти подальше, как мазки сливаются в удивительно гармоничное и точное изображение. Известна история, что как-то Валентин Серов пришёл в редакцию «Мира Искусства», раньше всех прочих. Ждал, а потом решил пошутить — поставил принесённый с собой портрет Николая II, так, чтобы руки императора опирались на край стола, а верх картины замаскировал. Эффект превзошёл все ожидания. Каждый вошедший неизменно останавливался ошарашенный, некоторые шарахались при виде «настоящего живого царя».

А до нас дошла авторская версия самого необычного и «домашнего» портрета императора Николая II.


Купить подарок ручной работы, картину, предметы декора - выбирайте из каталоге на сайте маркетплейса artalebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!