ru
ru
Главная | Арт блог | ​Ушёл из Академии художеств, лишь бы не видеть Великого князя. Почему Валентина Серова можно назвать самым честным художником?
Назад
​Ушёл из Академии художеств, лишь бы не видеть Великого князя. Почему Валентина Серова можно назвать самым честным художником?

​Ушёл из Академии художеств, лишь бы не видеть Великого князя. Почему Валентина Серова можно назвать самым честным художником?

Поделиться в соц сетях:

Валентин Серов (1865–1911 гг) — русский художник-портретист, его работы отличались честностью и правдивым изображением психологических черт, зачастую не всегда приятных для человека, с которого писался портрет. В этом смысле Серов схож с другим известным импрессионистом-правдолюбом Константином Коровиным. Хотя работы Серова светлее, художник любил «солнечную» палитру, пытался передать в своих работах всё то, что он называл «отрадным».

Девушка освещённая солнцем

Но чем удивительнее, что сам Серов был достаточно замкнутым, мрачным и нелюдимым человеком, или, по крайней мере, таким казался на публике и в обществе. А ещё очень честным — писал всю подноготную человека, всю его внутреннюю суть, не боясь его званий, статуса и чина. Даже особам царской семьи поблажек не делал. Так-то заказать портрет у Серова — тот ещё аттракцион.

А ещё он всё делал по правде, возможно потому, что верил в неё до конца жизни. О жизни и творчестве Валентина Серова мы поговорим в этой статье.

Валентин Серов. Автопортрет.

Родился Серов в творческой семье — отец, Александр Серов был популярным композитором, мама, Валентина Семёновна — женщина образованная, творческая и умная. Кстати, именно с неё Илья Репин писал образ царевны Софьи. Репин вообще был вхож в семью Серовых, маленького Валентина стал учить живописи с 9 лет, и эти уроки живописи для Валентина были настоящей отдушиной.

Портрет Ильи Репина.

Его детство вообще сложно назвать счастливым, хотя все внешние признаки благополучия присутствовали — родители общались со многими русскими писателями и поэтами, в их доме бывал Алексей Толстой и Иван Тургенев, гуляния и творческие споры затягивались до утра. Часто бывали и за границей, известно, что однажды маленький Валя катался на огромном ньюфаундленде немецкого композитора Рихарда Вагнера.

Вот только самому Валентину до этого всего не было никакого дела, а нужно было общение со сверстниками и забота родителей. А вот с ней как раз всё было сложно. Отец умер, когда Вале было шесть лет, а мама куда больше беспокоилась о правах женщин в России и Европе, нежели о своём сыне. Даже когда обращала на Валю внимания, то легче не становилось, поскольку женщиной она была очень строгой и деспотичной. Возможно, все эти перипетии и оказали влияние на характер художника.

Живопись Серову давалась нелегко и не сразу. Впрочем, к 15 годам он уже писал неплохие портреты, как, например, портрет Ляли Симонович, хотя тут ещё вопрос, где кисть самого Серова, а где правки Репина.

Портрет Ляли Симонович

Глядя как Репин двумя-тремя мазками доводит незамысловатый портрет до совершенства, Серов думал и сомневался — «а есть ли у меня вообще талант к живописи, может быть стоит заняться музыкой как отец»? Сомнения усилились, когда он стал учиться в одном классе с Михаилом Врубелем. Врубель проявлял к живописи редкостный талант, писал легко и непринуждённо, набросок сделал за полчаса и потом отпускал натурщицу, не расходуя понапрасну ни своё, ни её время. А вот Серов, сгорая от стыда, просил задержаться подольше и платить ему приходилось за позирование куда больше, нежели Врубелю.

Кстати, писать медленно Серов продолжил и когда уже достиг успеха. И вот эта медленность как раз и раздражала многих заказчиков, позировать десятки раз никому не хотелось, а писать по фотографиям Серов не хотел, ему важно было глядеть непосредственно на заказчика портрета, чтобы понять его внутреннюю суть и изобразить на картине.

Портрет Софьи Драгомировой.

Вначале его воспринимали не как самобытного художника, а как сына известного отца, даже во всех художественных рецензиях к картинам писали «сын Александра Серова». Потом пришло признание критиков, но не улучшение материального положения. В отличие от Архипа Куинджи Серов был человеком, по словам Репина, «совершенно не оборотистым», в долг брать не любил, торговался редко, а когда, преодолев смущение, потребовал у известного коллекционера живописи Павла Третьякова задаток за свою картину, то не выдержал и ушёл, так и не дождавшись ушедшего за деньгами Третьякова.

А сам Серов ещё с детства заметил, что если выделить до утрирования какую-либо особенную черту на портрете, то сходство усилится. Главное — безошибочно эту самую черту найти. Серов находил, и не всегда выгодную для заказчика. Мог написать купца с характерным жестом, когда человек достаёт главное, что у него есть в жизни — его бумажник, как на портрете В. О. Гиршмана.

Портрет В. О. Гиршмана

Княгиню Ольгу Орлову — известную светскую даму, в образе недалёкой сплетницы с глуповатой улыбкой и предельным самомнением о своей дорогой особе.

Портрет княгини Ольги Орловой.

Ну а графа Николая Сумарокова-Эльстона — в образе молодого человека, который смотрит на зрителей так высокомерно, словно он уже, как Александр Македонский, завоевал полмира.

Портрет графа Сумарокова-Эльстона

Но вот когда человек Серову нравился, то портрет получался совершенно изумительным — это был уже не шарж, и не карикатура, а подлинный шедевр, где все особенности характера, вся внутренняя сущность человека проявлялась через незначительные детали — поворот головы, проникновенный взгляд, разворот плеч, своеобразие позы. Это было похоже на какую-то магию. Потому заказчики и готовы были смириться с многочасовыми позированиями, недешёвой ценой портретов и безупречной честностью самого Серова.

Портрет Константина Коровина

Заказчиков у Серова было много, знакомых в творческих кругах тоже, а вот друзей очень мало — один из них Константин Коровин. Эти двое были часто неразлучны, возможно потому, что сам Константин был человеком лёгкого и весёлого нрава и мог сойтись со всеми — и молчальником Серовым и очень своеобразным Врубелем, у которого уже стали проявлять некоторые черты душевной болезни.

Но вот истинную несправедливость Серов простить не смог, и когда в 1905 году была расстреляна мирная демонстрация, то ушёл из Академии художеств, где главным был Великий князь Владимир Александрович, представитель царской семьи.


Большой выбор живописи в направлении импрессионизм, натюрморт вы можете найти на сайте галереи artalebrio.com. Картины, фотография, графика, предметы декора, а так же товары от handmade мастеров на арт ярмарке "АРТ и точка" 19-20 ноября в ARTPLAY

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, Youtube, FB, ig

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!