Оскар Клод Моне (1840—1926 г) — один из отцов-основателей импрессионизма, чья картина «Впечатление. Восход солнца», впервые показанная на выставке импрессионистов в 1874 году вызвала массу критических замечаний, но дала названию целому направлению в живописи. Жизнь Моне — это жизнь истинного творца, для которого собственное художественное видение важнее мнения публики. Впрочем, признание было уже при жизни художника, но измученному болезнью Моне уже до него не было никакого дела. О выдающемся импрессионисте Моне и его лучших работах мы и поговорим в этой статье.
Клод Моне. Автопортрет.
Моне начал рисовать достаточно рано, а в отрочестве был уже самым известным человеком во французском портовом городе Гавр. Тогда он нарисовал карикатуру на местного чиновника, которая имела большой успех. Родители Моне не знали, как к этому относиться, но решили всё же для острастки выпороть сына, чтобы не занимался ерундой и не смел продавать свои рисунки за немыслимые деньги — 20 франков, между прочим, месячный заработок рабочего средней квалификации.
Карикатура Жюль Дидье. Человек-бабочка
Впрочем, тягу к художествам у Клода это не убавило. Он был искреннее горд собой — в 15 лет зарабатывать как взрослые, рисовать картинки, а не корпеть за партой. Учиться Моне не любил никогда, если только речь не шла о живописи, да и там он предпочитал собственный стиль. Зато по юношеской наивности думал, что его рисунки будут очень востребованы в Париже, принесут ему славу и почёт, их будут заказывать и платить за них приличные деньги самые знатные и богатые парижане, даже сам министр.
Но Моне, разумеется, так и не нарисовал никаких карикатур в Париже, зато познакомился с пейзажистом Эженом-луи Буденом и захотел стать его учеником. Буден писал не так, как другие — его пейзажи были совершенно естественными, в них не присутствовала декоративность, не было полуобнажённых нимф и оливковых деревьев, да и изображены обычные виды Франции — полупустой песчаный берег, сероватое небо и плохо прорисованные фигурки рыбаков.
Эжен-Луи Буден. Черные скалы в Турвилле.
Критики, публика да и сам Моне вначале думал, что у Будена просто плохо с воображением, вот он и пишет не античную Италию, а скучные местные пейзажи. Но потом Клод понял, что красота есть в его полотнах, просто она скрытая, более тонкая, это красота настоящей природы, написанная с любовью и восхищением. Художник передаёт в холсте свои представления о прекрасном, своё отношение к увиденному здесь и сейчас.
Несмотря на противодействие со стороны родителей, — им очень не понравился новый знакомый Клода, художник-неудачник, чьи картины никому не нужны и неинтересны, Моне твёрдо решил стать художником, таким как Буден, и творить в Париже.
Родителям такой поступок сына очень не понравился, они поступили радикально — лишили его всяческой материальной поддержки. Но Клода уже ничего не могло остановить.
Однако в Париже Моне никто не ждал, а его работы никому не были нужны. «Тут и своих куда более известных художников в избытке, а тут какой-то мальчишка, рисующий парки и деревья, никому не интересные пейзажи, да ещё в какой-то примитивной манере, когда на картине сплошная мазня. Рисовать толком не научился, а в художники всё равно лезет» — так наверняка рассуждали парижане, которые видели работы Моне. Денег у начинающего живописца категорически не хватало, приходилось жить впроголодь, хорошо хоть выручали друзья-художники, например, Жан Фредерик Базиль или Гюстав Кайботт.
Моне понимал, что так продолжаться не может, нужно привлечь к себе внимание, написать нечто такое, чтобы заметили все. И он стал писать монументальное полотно «Завтрак на траве», размером 6 на 4 метра. Знал бы Моне, во что ввязался. Нужно было очень много находиться на природе, зарисовывать множество этюдов, чтобы достоверно передать, как свет ложиться на траву и белую скатерть.
Моне не успевал к выставке, а следующую можно ждать очень долго, потому за три дня на скорую руку нарисовал картину «Дама в зелёном платье» — совершенно непримечательное полотно, но в классической манере.
Дама в зелёном платье
Публике понравилось, критики были довольны, правда отмечали, что край платья почему-то обрезан, вот если бы полностью поместился на картине — цены бы ей не было. На самом деле Моне так сделал нарочно — ему хотелось придать толику реальности к искусственной позе дамы.
«Чудаковатый, но способный» — был общий вердикт. Моне должен был писать салонные портреты богатых горожан на заказ, приукрашивать их внешний вид — добавлять мужественности и твёрдости подбородка джентльменам, зауживать талии у дам. Но он не хотел этого, путь подобная работа и приносила хорошие деньги. Моне это всё было неинтересно. Он хотел писать природу в её изменчивости, показать, как меняется освещение в зависимости от времени суток, прозрачность осеннего воздуха, марево в летний зной. Он хотел писать так, как до этого не писал никто, а не повторять типовые, написанные уже сотни раз до него салонные портреты.
Дамы в саду
И Моне пишет к следующему Парижскому салону свою работу «Дамы в саду». Однако, жюри отвергло её — на такие мелочи, как ощущаемый раскалённый воздух, движение листьев от ветра, удивительно правдоподобные тени, достоверно переданная атмосфера жаркого парижского летнего полдня, когда все стремятся в тень, но одновременно и наслаждаются расцветом природы, они не обратили внимания. Зато краски наложены небрежно, и вообще картина не закончена, зачем такую выставлять на серьёзном салоне?
Моне подмочил свою репутацию в лице «благопристойной» публики, получил реноме художнику идущего не туда. Заказов не было, денег не хватало. Он женился на Камилле — той самой даме в зелёном, но богатого наследства за ней не было, а кормить приходилось уже всю семью.
Изредка он продавал картины за смешную, для серьёзного художника цену, — 20 франков. В 15 лет он зарабатывал такую же сумму на своих карикатурах. Моне впал в ярость, и во время душевного смятения уничтожил 200 своих картин. Пусть лучше их спалит огонь, чем отдавать за гроши. А потом он полез в воду и плыл по Сене, надеясь свести счёты с жизнью. Но постепенно успокаивался, ему вновь захотелось жить и творить, а потому он развернулся и поплыл к берегу.
Прогулка
Однако картины лучше покупать не стали, Моне ими расплачивался за жильё, например, монументальный «Завтрак на траве» передал хозяину отеля, где он жил. Тот картину не оценил и бросил её на чердаке, покрываться плесенью и пылью.
Немного стало полегче в 1873 году. Камилла после смерти отца получила его состояние. И Моне стал творить — с 1873 он пишет свои лучшие работы, которые, впрочем, были оценены по достоинству лишь позже.
Бульвар Капуцинок
А потом случилось несчастье — его жена спустя всего год после рождения второго ребёнка, умерла от туберкулёза.
Камилла на смертном одре
Шёл 1879 год и Моне затосковал по-настоящему. А тут ещё «доброжелатели» шептались: «это всё из-за Моне — нечего было писать никому не нужные картинки, когда жена и с ребёнком живёт впроголодь и снимает сырые углы по дешёвке, был бы салонным художником, нормально зарабатывал. А он ещё изменял ей с любовницей Алисой Ошеде».
Но Алиса искренне любила Моне, помогла ему вернуться к творчеству и жизни. А однажды Моне пригласил к себе в гости коллекционер искусства Поль Дюран-Рюэль. Он был одним из немногих, кто в то время покупал картины импрессионистов. Он и предложил провести выставку в США, рассчитывая, что американцы будут куда охотнее покупать картины французским импрессионистов, таких как Эдгар Дега, Морис Утрилло, Тулуз-Лотрек и др, нежели местные консерваторы от искусства. Моне согласился, ему действительно нечего было терять.
Но Дюран-Рюэль оказался прав. Картины Моне, американцы раскупали охотно, и платили за них тысячи франков. Так в 1886 году Моне стал богатым человеком, приобрёл дом в Живерни и поехал к хозяину отеля, которому оставил своё монументальное полотно «Завтрак на траве», надеясь выкупить его. Тот с радостью согласился, но пришлось удалить покрытую плесенью часть холста. Впрочем, и в таком виде его работу выставили в музее д’Орсе.
Завтрак на траве
Моне дожил до всемирного призвания. Однако старость и болезни подкосили его здоровье. Слишком поздно пришёл успех, слишком многое пришлось пережить. Но сколько было других выдающихся художников успеха при жизни и не дождавшихся, так-то в этом отношении Моне ещё повезло. Зато сейчас его картины стоят миллионы долларов, да и много ли найдётся людей, готовых с гордостью сказать: «импрессионизм — это я». Моне был одним из них.
Картины в направлении импрессионизма были и остаются востребованными любителями и ценителями искусства. А на сайте галереи artalebrio.com вы сможете найти прекрасные экземпляры современных авторов. Также посетители нашего портала имеют возможность ознакомиться с актуальными выставками и арт ярмарками.
Подписывай на нас в соц. сетях
автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи