ru
ru
Главная | Арт журнал | Зачем Павел Третьяков коллекционировал картины? Его главный жизненный принцип, дающий ответ на этот вопрос.
Назад
Зачем Павел Третьяков коллекционировал картины? Его главный жизненный принцип, дающий ответ на этот вопрос.

Зачем Павел Третьяков коллекционировал картины? Его главный жизненный принцип, дающий ответ на этот вопрос.

Поделиться в соц сетях:

Павел Третьяков (1832—1898) был человеком дельным, упорным и основательным. Поставив перед собой определённую цель, он почти всегда добивался её. А ещё очень дальновидным. Например, он составил завещание, в котором настоятельно просил передать 150 тыс. рублей на обустройство общественной художественной галереи, куда могли приходить все любители живописи и любоваться на картины современных художников. Для картинной галереи нужно построить подходящее по размеру здание, расположенное в удобном месте, комнаты в нём должны быть светлые и чистые, но без малейших признаков роскоши. А ещё в подобное предприятие нельзя допускать каких-либо чиновников, и дело должно быть исключительно частным. Позаботился Третьяков и обо всех бытовых условиях, отоплении, создании нужного для лучшей сохранности картин микроклимата, назначил ответственных за хранение экспонатов. В общем, стандартное, хорошо продуманное завещание, однако было одно но — Павлу Третьякову едва исполнилось 28 лет.

Илья Репин. Портрет Павла Третьякова

Павел Третьяков родом из купеческой семьи. Дед его торговал салом, отец, Михаил Третьяков — тканями. Человеком он был образованным и грамотным, однако, на вопрос о своём образовании гордо отвечал: « Я закончил голутвинский константиновский институт» На самом деле такого института, конечно же, не существовало, а его учителем был дьячок Константин, живущий в голутвинском переулке Москвы.

Своим детям Михаил Третьяков дал хорошее домашнее образование, благо денег на приглашение лучших учителей у него хватало. Он следил за их успехами, а особое внимание уделял нравственности, даже издал на свои средства книгу «Цветы нравственности, собранные из лучших писателей к назиданию юношества Михаилом Третьяковым».

Алексей Саврасов. Грачи прилетели.

А ещё сыновья Третьякова часто ходили в церковь, и тот самый дьячок Константин их настоятельно убеждал не поддаваться дьявольским соблазнам в лице балета, всевозможных балов и, упаси Боже, встреч с кокотками. Шутки шутками, но сколько богатых наследников пустили на ветер всё отцовское состояние, развлекаясь с весёлыми девицами и даря балеринам дорогие подарки. Так-то знал дьячок, что говорить.

Работа для Павла с юности начиналась очень рано — просыпаясь с рассветом, он шёл в лавку и выполнял обязанности самого обычного продавца, словно был не сыном богатого купца, а нищим крестьянским юношей, которому повезло устроиться в городе. Впрочем, сам Михаил Третьяков был человеком порядочным, он даже простил долги всем своим должникам, которые в силу объективных обстоятельств не могли их выплатить. Ну а то, что сыновей держал в чёрном теле — так на то оно и воспитание, он слишком хорошо знал, к чему может привести лень, неумение считать каждую копейку, незнание настоящей жизни и цены деньгам. Он умер рано — в 49 лет, оставив своим сыновьям приличное состояние и налаженное дело.

В 1851 году они купили просторное здание в Толмачах — позднее в нём и будет организована Третьяковская галерея, а спустя год, в возрасте 20 лет Павел отправился в Петербург, налаживать деловые контакты и договариваться с поставщиками. Но о деле вскоре забыл — в Петербурге был театр, где играла блистательная Вера Самойлова, Эрмитаж, Академия художеств. Что по сравнению со всем этим скучная торговля? Деньги нужны, чтобы жить, а не стоит жить ради денег и дела. Всё отцовские и дьяковские наставление прошли мимо.

Карл Брюллов. Всадница


И Павел вступил на кривую дорожку. Вокруг него образовался кружок из таких же, как он, богатых купеческих сыновей, но Павел всё-таки от них отличался — был скромным, застенчивым молодым человеком, бесшабашные кутежи были ему чужды, даже любовницу из дорогих кокоток себе не завёл. Потому и получил от приятелей прозвище «Архимандрит».

Свои первые картины Третьяков приобрёл в 1853 году на Сухаревском рынке. Они даже не были написаны маслом, да и цена соответствующая — 1 рубль, 3 рубля, и сборник акварелей за 75 рублей.

Но Третьяков вошёл во вкус и в 1854 ему повезло приобрести 9 картин старых голландских мастеров по цене 100 рублей за картину. Начало коллекции было положено.

Василий Перов. Тройка.

Вот только знатоком искусства Третьяков себя не считал, отличить подлинник от подделки ему было сложно, да и связываться с посредниками-перекупщиками было очень невыгодно. Сам Третьяков знал об этом не понаслышке. Потому пришёл к простому решению — заказывать картины непосредственно у самих художников, а поскольку в Европу не наездишься, то лучше это делать у своих, доморощенных живописцев. Это простое и логичное решение оказало большое влияние на развитие русской живописи и способствовало созданию одной из лучших художественных коллекций.

Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами

В 1856 году Третьяков приобретает у художника Василия Худякова картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» — достаточно интересное полотно сочетающее в себе батальную и жанровую живопись.

Николай Шильдер. Искушение.

А первой картиной непосредственно заказанной Третьяковым было «Искушение» Николая Шильдера. Сюжет там достаточно прост, но для XIX века достаточно провокационный и интересный. Молодой и красивой девушке, у которой ещё заболела мать, сводница предлагает переспать с обеспеченным господином за дорогой браслет.


Василий Суриков. Утро стрелецкой казни.

Третьякова не очень интересовали скучные салонные портреты или работы классических академистов, другое дело хорошие жанровые полотна, описывающие реальную жизнь России XIX века. Одни из таких - "Утро стрелецкой казни" Василия Сурикова. Именно их он и заказывал у художников и всё больше и чаще. Постепенно выработал практически идеальный вкус, про него говорили: «Человек с абсолютным зрением». В искусстве Третьяков разбирался великолепно хотя иногда не брал картины, которые хоть и были замечательно написаны, как, например «Неизвестная» Крамского, но не соответствовали его жёстким моральным принципам и семейным ценностям.

Иван Крамской. Неизвестная.

Всего за годы коллекционирования Третьяков потратил на картины около полутора миллионов рублей — сумасшедшая сумма, по нынешним деньгам свыше миллиарда. Когда он умер, то в собственности Третьякова насчитывалось 3500 картин.

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу.

И вот тут возникают вопросы — как малограмотный сын купца смог собрать лучшую коллекцию живописи в России, откуда он сформировал своё «абсолютное зрение», и вообще, что подвигло его на эту грандиозную идею? Внятных ответов никто, кроме самого Третьякова, сейчас уже не даст, возможно, нужно быть просто таким человеком, искренне заботившим о просвещении народа и главное — сумевшим воплотить все свои идеи в жизнь.

Константин Флавицкий. Княжна Тараканова.

Но при всё этом Третьяков был расчётливым коллекционером, и часто отчаянно торговался за каждую тысячу рублей, даром что был миллионером. Например, картину Княжна Тараканову хотел купить за 3 тыс. рублей, художник просил пять. В итоге сошлись за 4300, при условии, что он сможет получать дополнительный доход от литографий и гравюр, отпечатанных с картины. Да и заплатил он их уже брату Константина Флавицкого, поскольку сам Константин уже умер. С другой стороны работы Верещагина приобрёл за 90 тыс. рублей.

С художниками отношения у Третьякова были разные — с кем-то дружил, как, например, с Василием Перовым, с кем-то держал дистанцию, по постепенно сходился, как с Ильёй Репиным, а с непростым в быту Верещагиным держался отстранённо, несмотря на то, что заплатил за его работы огромную сумму.

Василий Верещагин. Побеждённые. (Панихида).

Но не нужно думать, что все приобретённые картины Третьякову очень нравились, некоторые он покупал неохотно, и не очень-то их ценил, но всё равно они были в его коллекции. Зачем он приобретал такие полотна можно прочитать в статье по ссылке.

А сам Третьяков, несмотря на огромное состояние, был скромным человеком. Вставал в шесть утра, кофейничал и шёл в своё галерею — перед началом трудового дня хотя бы полчаса ходил вокруг своих картин, возможно, это давало ему заряд бодрости, сознания собственной значимости и хорошего настроения на весь день. Потом работал, в 12 — обедал, а в шесть вечера шёл домой ужинать. Всю жизнь проходил в драповом пальто и двубортном пиджаке, вообще вёл спартанский образ жизни, роскошь его не привлекала совершенно.

Ну а главное, почему Третьяков стал коллекционером картин — он всю жизнь следовал простому принципу: «наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу». Сколько бы всего было хорошего, если ему следовали все, в том числе и наши олигархи. Жаль, Третьяков был лишь редким исключением.


Картины, графика, фотография, малотиражные печатные издания, товары профессиональных крафтеров на сайте artalebrio.com

19-20 ноября ждем всех ценителей прекрасного на арт ярмарку "АРТ и точка" с 12:00 - 20:00.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен VK TG Youtube FB IG

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!