ru
ru
Главная | Арт-журнал | ​У нас — передвижники, во Франции — импрессионисты. В чём их картины были схожими, а в чём различались?
Назад
​У нас — передвижники, во Франции — импрессионисты. В чём их картины были схожими, а в чём различались?

​У нас — передвижники, во Франции — импрессионисты. В чём их картины были схожими, а в чём различались?

Поделиться в соц сетях:

Импрессионисты и передвижники внесли огромный вклад в живопись, по большому счёту их стремление к новаторству, отказ от традиционного классицизма и салонной живописи способствовал становлению нового взгляда на искусство, не всегда приветствующего консервативной публикой в то время, но впоследствии оценённого по достоинству. В этой статье мы постарались разобраться, что общего было у русских передвижников, таких как Репин, Перов, Федотов, Крамской, Ярошенко, Гё и других, и французских импрессионистов — Клода Моне, Эдгара Дега, Ренуара, Тулуза-Лотрека и в чём их различие.

В чём схожесть передвижников и импрессионистов?

1. Время. Передвижники и импрессионисты организовали свои первые выставки приблизительно в одно время — 1870 годы. Именно картина Клода Моне «Впечатление» показанная на выставке импрессионистов в 1874 году — художник написал её двумя годами ранее, и дала имя новому направлению в живописи. Кстати, «импрессионисты» поначалу было презрительно-насмешливое название художников, пишущих в подобной манере, данное им французским журналистом Луи Леруа. Знал бы он, что в итоге «импрессионист» будет звучать гордо.

Пьер Огюст Ренуар. Девушки в чёрном.

Ну а передвижники — это сообщество русских художников, которые решили организовывать выставки своих картин во всех российских городах, строили свою деятельность на кооперативных началах и черпали вдохновении в изображении жизни простого народа, а заодно и в идеях народничества.

2. Противопоставление академизму. И импрессионисты, и передвижники всегда противопоставляли свои работы академической живописи — костной, использующей устаревшие приёмы, техники и сюжеты. Именно против засилья академизма в Академии художеств протестовали 14 её выпускников — знаменитый бунт четырнадцати под руководством Ивана Крамского. Передвижники хотели писать на современные темы, брать сюжеты из жизни, а не с древнегреческих мифов. Импрессионистам также не хотелось работать в скучной академической манере, они искали новые пути реализации своих творческих идей и с блеском нашли их.

Абрам Архипов. Прачки.

3. Париж — центр живописи в конце XIX-начале XX века. Париж во второй половине XIX века — лучший город для художников. Понимали это и русские, потому вместо Италии приезжали в этот город, знакомиться с новаторскими течениями и учиться писать по-новому. Илья Репин, Иван Крамской, Василий Перов — лишь небольшой список русских художников, открывших для себя этот город и парижскую живопись. Они учились работать на пленэре, писать свет и световоздушную среду, учитывая все творческие находки парижских импрессионистов.

Виктор Васнецов. Балаганы в окрестностях Парижа.

4. Предпочитали портреты и жанровые сцены. И импрессионисты, и передвижники терпеть не могли напыщенные заказные салонные портреты и если им приходилось писать их, то лишь исключительно ради заработка. Другое дело портреты для души, ради реализации творческих идей. И тут уж писали не только богатых купцов и аристократов. Передвижники изображали людей из народа, а импрессионисты восхищались красотой девушек и женщин, или как Эдгар Дега — невесомых, воздушных балерин, всецело увлечённых танцем. Правда, передвижники основной акцент делали на психологизм и глубину образов, а импрессионисты — на внешность и световоздушную среду, им интереснее было показать, как свет ложиться на прелестное женское личико, а не отображать все переживания своих моделей.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари

5. Работа на пленере. И импрессионисты, и передвижники любили работать на пленэре — только на природе можно достоверно передать все особенности солнечного освещения, реалистично выписать тени.

Исаак Левитан. Сумерки. Стога.

Да и наши пейзажисты Левитан, Шишкин и Саврасов предпочитали писать именно на пленере, без всяких фотографий, зарисовок на скорую руку и последующего доведения пейзажа до совершенства в художественной мастерской. Да и как можно проникнуться красотой русской природы, если не видишь её вживую? Наши пейзажисты это прекрасно понимали, возможно, потому и создали свои шедевры.

Чем передвижники и импрессионисты различались?

1. В отношении к жизни и национальных характерах. Французы — отчасти народ легкомысленной, они и писали в подобной манере — не задумывались насчёт душевных терзаний своих персонажей, поиска скрытых смыслов, а просто восхищаясь красотой. А нас на первом плане именно душевность, глубина, поиск ответов на извечные русские вопросы заданных ещё Достоевским и Толстым. Картины передвижников более психологичны, рефлексивны и серьёзны, обличают пороки общества, отдают предпочтение красоте внутренней перед физической.

Василий Суриков. Сибирская красавица.

2. В поставленных задачах. Импрессионисты не задавались целью исправить общество, для них социальные проблемы и философские вопросы бытия отходили на второй план. Зато писали радость жизни и красоту.

Завтрак на траве.

Дега, например, создал свыше полутора тысяч полотен, посвящённых балеринам, совершенно не задумываясь об их тяжёлом труде, и риске оказаться за бортом жизни в случае какой-либо травмы, обычной для танцев и постоянных тренировок, хотя и ничего не приукрашивал, занимая позицию отстранённого наблюдателя. Важно не что написано, а как — для импрессионистов живопись в своём чистом виде важнее формы и композиции.

Эдгар Дега. Танцевальный класс.

Передвижники же били в набат, заостряли внимание на социальной несправедливости или сатирически высмеивали её как Василий Перов.

Василий Перов. Сельский крёстный ход на Пасху.

Именно исправление общества они и считали своей сверхзадачей, на первом плане — сюжет и композиция, а какие-то чисто художественные приёмы нужны были, чтобы ещё более точно выразить общую мысль художника.

3. Техника картин. Импрессионисты писали мелкими мазками, без особого внимания к деталям, стремясь передать общее впечатление от картины, часто в ущерб прорисовке и формам.

Эдуард Мане. Кабачок.

Передвижники ставили задачи социальные и решить их мог только реализм, близкий к натурализму, потому и приходилось тщательно изображать все мелкие детали и писать чёткие формы.

Владимир Маковский. В ресторане

4. В частоте использования чёрного цвета. Импрессионисты практически не использовали в своих работах чёрный цвет. Его мало в природе — значит, должно быть мало в и живописи. А вот передвижники чёрный цвет писали очень много, некоторые их картины выполнены в мрачных тонах и тут без гнетущего чёрного никак не обойтись.

Илья Репин. Отказ от исповеди перед казнью.

5. В общественном признании. Первые работы импрессионистов подвергались жестокой критики и насмешкам. «Бессмысленная мазня ленивых художников, которым лень подолгу работать над своими картинами» — вот типичная реакция художественных критиков на первые картины импрессионистов.

Василий Перов. Русская Тройка.

У нас же работы передвижников приняли благосклонно, публика и критика были в восторге, недовольство выражали лишь приверженцы академизма и художники, всю жизнь писавшие в этом направлении. Нельзя не учитывать и вклад Третьякова в поддержку передвижников — он часто покупал их картины, которые больше никому не были нужны поскольку богатые люди, которые могли заплатить хорошие деньги, предпочитали мастеров академизма и салонные портреты. А вешать хоть и гениальную, но совершенно не декоративную «Русскую тройку» Перова в гостиной и показывать её всем пришедшим гостям — нет уж, увольте, подавайте нам картины Вильяма Бугро.


Приглашаем всех любителей прекрасного в центр дизайна ARTPLAY на творческую ярмарку "АРТ и точка". Только два дня 19-20 ноября с 12:00 до 20:00

>>> Купить билет <<<

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен VK TG OK Youtube FB IG

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!