ru
ru
Главная | Арт журнал | Почему Снегурочка на знаменитой картине Васнецова одна без Деда Мороза и чьи черты лица увековечены в её образе?
Назад
Почему Снегурочка на знаменитой картине Васнецова одна без Деда Мороза и чьи черты лица увековечены в её образе?

Почему Снегурочка на знаменитой картине Васнецова одна без Деда Мороза и чьи черты лица увековечены в её образе?

Поделиться в соц сетях:

Самый запоминающийся образ Снегурочки написал русский художник Виктор Васнецов, картина получилась действительно интересная и замечательная, но оставляющая несколько вопросов. Почему это полотно стало таким известным, кто был прототипом, с которого Васнецов писал образ Снегурочки, и главное — почему Снегурочка без Деда Мороза, одна в глухом лесу? Постараемся ответить на эти вопросы, и, возможно, некоторые ответы из них вас удивят.

Виктор Васнецов. Снегурочка.

Образ Снегурочки был представлен в картинах многих художников, например, Василия Перова.

Василий Перов. Снегурочка. 1879

Он изобразил трагический финал старой сказки о Снегурочке. Согласно ей, Снегурочку слепили из снега бездетные дед и баба, она ожила и радовала стариков. Но наступила весна и Снегурочка растаяла, когда вышла прогуляться с подругами. Есть ещё вариант, что она перепрыгнула через костёр во время гуляний молодёжи на празднике в лесу. Картина, кстати, для Перова очень необычная — он был передвижником и писал картины, обличающие пороки нашего общества, защищающие «униженных и оскорблённых».

Именно по ним он в основном и известен любителям живописи. А тут сказочный персонаж. Дело в том, что Перов в 1879 году перестал сотрудничать с передвижниками и ушёл из этого товарищества, решил попробовать себя в разных жанрах, в том числе и написании сказочных героев. Однако, он всерьёз подобным жанром, в котором так преуспел Васнецов, не занимался, предпочитал в то время писать исторические картины, например, знаменитое полотно «Суд Пугачёва».

Василий Перов. Суд Пугачёва.

Васнецов же написал Снегурочку из пьесы Островского 1873 года, которая значительно отличается от сказки.

Согласно ей, Снегурочка была дочкой Деда Мороза и Весны-Красны. Но ей надоело жить с ними, захотелось к людям. Те отпустили её, но с условием — она не должна влюбляться, поскольку иначе может растаять от лучей солнца. Однако Солнце-Ярило было против, потому и перестало толком греть землю, наступила затяжная холодная зима и короткое, прохладное лето. Васнецов изобразил Снегурочку, когда она выходила из леса к людям, Снегурочка одна — Дед Мороз её не сопровождает, в отличие от канонического изображения Снегурочки на новогодние праздники.

Эту пьесу в 1881 году надумал поставить в своей усадьбе промышленник Савва Мамонтов. Васнецов создавал декорации для постановки, и первоначальный образ Снегурочки был совсем другим.

Виктор Васнецов. Снегурочка. Эскиз костюма к домашней постановке спектакля в Абрамцеве

Первыми её увидели безземельный крестьянин Вакула и его жена, они не имевшие детей, приняли Снегурочку как родную дочку.

В 1885 году Мамонтов решил показать Снегурочку уже в своём театре. Тут требовались более основательные декорации, и опять работать над ними он предложил Васнецову. Васнецов написал эскизы костюмов жительниц деревни Берендеевки — молодых девушек, подруг Снегурочки.

Виктор Васнецов. Берендейки. Эскизы костюмов для оперы “Снегурочка” в частном театре С. Мамонтова. 1885.

Был в этой пьесе ещё и пастух Лель, который пел чудесные песни, именно из-за желания их услышать Снегурочка и пришла к людям.

У Снегурочки была подруга Купава, которая встречалась со своим поклонником — молодым парнем из обеспеченной семьи по имени Мизгирь. Намечалась уже свадьба, а сам Мизгирь приехал в Берендеевку, где жила Купава с дорогими подарками. Но тут увидел Снегурочку и безоглядно влюбился в неё. Купава из-за этого страдала и решилась на отчаянный шаг — пожаловалась царю Берендею на Снегурочку и своего бывшего жениха. Царь решил выгнать Мизгиря, но попросил перед изгнанием посмотреть на Снегурочку и принять окончательное решение. Берендей увидел Снегурочку, был сражён её красотой и понял, что перед ней сложно устоять, потому и влюблённость Мизгиря вполне оправдана.

Виктор Васнецов. Эскиз костюма Царя Берендея для постановки в частном театре С.И. Мамонтова. 1885

Но негоже такой красоте пропадать зря — парни, по совету Берендея, пытались ей понравиться, однако Снегурочка была равнодушна к ним. Она имела холодное сердце, которое могло растопить только Матерь-Весна.

Лель посватался к Купаве, и та с радостью приняла его предложение, а Снегурочка обратилась к Весне-Красне просьбой дать ей возможность полюбить Мизгиря. Весна смиловалась, но счастье было недолгим — Снегурочка стала беззащитной перед Солнцем-Ярилом и растаяла. Зато наступила весна и вновь вернулся естественный ход вещей и смена времён года.

Постановка была очень успешной, люди с удовольствием ходили её посмотреть. Обсуждали декорации и эскизы Васнецова, они были замечательные и полностью соответствовали сказочной пьесе. А в 1899 году Васнецов задумал написать Снегурочку из пьесы маслом, создать настоящее большое полотно, а не театральный эскиз.

Именно поэтому картина стала популярной — она была написана на хорошо известном и популярном материале, всем хотелось увидеть на картине, как выглядела та самая Снегурочка из пьесы Островского. Можно сказать, Островский и Мамонтов, постановками в своём театре создали ей отличную рекламу, хотя, конечно, вначале была пьеса, потом постановка и лишь после картина.

И понятно, почему Снегурочка одна — по пьесе Островского Дед Мороз отправился в Сибирь, было время марта, когда уже вступала в силу её мама Весна-Красна, а из-за нарушения естественного хода вещей весна совершенно не чувствовалась, что и видно из картины Васнецова.

Виктор Васнецов. Весна-Красна. Эскиз костюма к опере “Снегурочка” в частном театре С. Мамонтова. 1885.

Кстати, традиция выхода Деда Мороза и Снегурочки на новогодние праздники появилась только в 1937 году. До этого, конечно, Новый год, а в особенности Рождество справляли, но без них, да и согласно пьесе Островского Дед Мороз был отцом Снегурочки, но советские деятели посчитали, что раз Дед Мороз с большой седой бородой, то пусть будет её дедушкой.

Композиционно картина несколько театральна, но это вполне понятно — она написана по мотивам пьесы. Снегурочка смотрит прямо на зрителей, а не на деревню, куда она собиралась идти к людям. Всё это идёт от спектакля — актриса, играющая Снегурочку тоже наверняка смотрела бы прямо на зрителей, была бы обращена к ним лицом. Потому и лес, и деревня за ним на заднем плане — на картине видны огоньки от лучин, кажутся немного театральными — как будто хорошая декорация к спектаклю.

Виктор Васнецов. Снегурочка. Фрагмент. 1899

Снегурочка взволнована предстоящей встречей с людьми, на лице её изображено смятение. Вполне логично — ей, согласно пьесе всего лишь 15 лет, и она все эти годы провела с родителями в тереме, никого, кроме них и лесных зверей не видела. Она хочет к людям, но одновременно и немного побаивается, чувствуется в ней вполне понятная нерешительность. А ещё Васнецов нарядил её в роскошную шубу, несколько отойдя от пьесы — согласно ей она была в тулупе, перчатках и валенках. Но так куда живописнее и красивее, и больше соответствует образу сказочной героини.

Стилистически картина нечто среднее между реализмом и романтизмом. От романтизма в ней особенно живописный снег на ёлках, наряд Снегурочки, далёкие огоньки в живописной деревне, перекликающиеся со светом звёзд. Но снег на земле написан в соответствии с традициями реализма и ёлочки на переднем плане совершенно естественные, так бы смог написать и выдающийся пейзажист Иван Шишкин. А вот на заднем плане деревья размыты и этому есть объяснение — по пьесе Островского деревья стали качаться, как бы прощаясь со Снегурочкой, и Васнецов попытался написать это прощание.

А сам образ Снегурочки написан с дочки Саввы Морозова Александры Мамонтовой. Она была младшей в семье, кроме неё были ещё старшая сестра Вера, которую, кстати, увековечил Валентин Серов в образе «Девочки с персиками» и три старших брата.

Валентин Серов. Девочка с персиками.

Возможно, таким образом Васнецов хотел отдать дань уважения Мамонтову, который пригласил Васнецова, писать декорации и эскизы костюмов и неплохо заплатил за работу. Да и не было бы постановки в театре Мамонтова, наверняка бы не было и самой картины Снегурочка.

Слева: Михаил Косинский. Портрет Александры Мамонтовой. 1910.

Серов написал и сына Мамонтова Андрея — именно его черты лица имеет третий богатырь на знаменитой картине Алёша Попович. К сожалению, судьба Андрея сложилась трагично — он рано умер от воспаления лёгких. Зато Александра прожила долгую жизнь и немало сделала для сохранности родового гнезда Морозовых — усадьбы Абрамцево.


Большой выбор картины современных художников в направлениях сюрреализм, фэнтези - в каталоге онлайн маркетплейса artAlebrio.com. Вы сможете найти работы художников из разных уголков страны и приобрести понравившееся произведение в коллекцию или в подарок напрямую у автора.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!