Иван Шишкин (1832–1898) — русский художник-пейзажист, мастер натуралистичного, фотореалистического изображения природы. Он и относился к ней без особого восторга, в отличие от Исаака Левитана, скорее с интересом учёного-исследователя, которому просто нужно скрупулёзно и практически с научной точностью изобразить наши деревья. Но делал это он мастерски, никто лучше Шишкина не умел писать хвойный лес. Правда, некоторые исследователи говорили, что как рисовальщик Шишкин намного сильнее, нежели колорист, но это справедливо лишь относительно его некоторых ранних работ.
Дождь в дубовом лесу
Шишкин развивал свой талант написания русских пейзажей на протяжении всей жизни, а некоторые его поздние работы, например, «Дождь в дубовом лесу» удивительно точно передают удивительное состояние природы, когда вот-вот прекратится скоротечный летний дождь, в воздухе висит тончайшее прозрачное марево, а проблески восходящего солнца, ещё наполовину скрытого за небесной дымкой, неярко отражаются от поверхности луж. Это не импрессионизм, но реализм в высшем его проявлении, как умели писать лишь немногие выдающиеся пейзажисты.
Утро в сосновом лесу
Одна из лучших картин Шишкина и наверняка самая известная «Утро в сосновом лесу». Шишкин написал её в 1889 году, и картина сразу стала очень популярной. Ещё в XIX веке художник Михаил Андреев использовал мотивы этой картины для создания обложки шоколадных конфет «Мишка косолапый». В советское время её репродукции печатали, где только можно — в школьных учебниках, календарях, на конфетных обёртках, даже в фильме Эльдара Рязанова Карнавальная ночь упоминались декорации по мотивам этой картины. Рязанов, как умный режиссёр уловил, что эта картина из произведения искусства превратилась в объект китча и обыграл подобное положение дел в своём фильме. И действительно, слишком частое упоминание в массовой культуре чаще всего вредит объекту искусства — теряется острота восприятия при взгляде на подлинник, «это я уже видел» — первая мысль многих при взгляде на картину «Утро в сосновом лесу».
Но, с другой стороны, картина получилась замечательная, типичная для Шишкина, хоть и была написана им в соавторстве с Савицким. Но почему же Шишкин не стал сам писать медведей, хотя наверняка смог бы это сделать — животных рисовать он умел очень реалистично, это доказывает картина «Бычок», которая находится сейчас в Третьяковской галерее. В статье и постараемся разобраться в этом вопросе.
Бычок
Шишкин был настоящим мастером изображения хвойных деревьев и ярым приверженцем реализма в живописи. Лес рисовал он очень реалистично и правдоподобно, тщательно и дотошно подбирая цвета, не ленился прорисовывать каждую иголочку и веточку. Подобный подход к творчеству чем-то напоминает работы американского художника Эндрю Уайет с его гиперреалистичной манерой написания картин.
Потому нам и кажется, что лес настоящий, создаётся полный эффект присутствия, там нет ничего фальшивого, ложного, сам Станиславский, при взгляде на картину Шишкина охотно бы сказал: «верю». Но сколько труда и таланта стоит за этой реалистичностью и естественностью.
И это не просто фотографически точное запечатление природы без творческой мысли. Тут взгляд на хвойный лес глазами Шишкина, с его непревзойдённой манерой написания картин и русских пейзажей. Тут важен и ракурс, и освещение, и особый удивительно реалистично выписанный туман, который сверху, ближе к верхушкам деревьев приобретает потрясающую, очень реалистичную желтизну от лучей проглядывающего сквозь верхушки деревьев солнца. Картина приводит в восторг перед мастерством художника и великолепием русской природы, а это дорогого стоит.
Утро в сосновом лесу. фрагмент
Известно, что мишек на этой картине нарисовал художник Константин Савицкий. Но он не был типичным анималистом, написание животных не считалось его прямой специальностью, хотя он умел очень реалистично писать лошадей как на этой картине «Встреча иконы».
Константин Савицкий. Встреча иконы
Савицкий был передвижником и писал картины на темы «униженных и оскорблённых», не стараясь особенно выйти за рамки жанра. Просто потому, что картины передвижников были востребованы, они выставлялись на выставках, их охотно покупал сам Третьяков и платил неплохие деньги. А вот просто изображения лошадей Третьяков вряд ли стал бы приобретать для своей галереи — ему были интересны полотна, показывающие реальную жизнь в России без лакировки действительности или пейзажи нашей природы.
Шишкин с Савицким дружил, возможно, потому и решил помочь своему менее успешному другу, предложив совместную работу над картиной «Утро в сосновом лесу», поскольку знал, что тот мишек напишет мастерски и при этом нисколько не исказит замысел самого Шишкина. Известно, что за эту картину Третьяков заплатил Шишкину 4 тыс. рублей, из них 1 тыс. Шишкин отдал Савицкому за помощь в работе над картиной. И деньги эти были вполне приличные, по современным меркам около 500 тыс. рублей. Наверняка за свою полностью самостоятельную картину Савицкий получал меньше, да и ещё нужно было продать её. Так-то совместная работа с Савицким — это скорее дружеская услуга со стороны Шишкина, желание поддержать его материально, предложив хорошо оплачиваемый заказ. Известно, что Савицкий поставил свою подпись на этой картине, но Третьяков лично её стёр, заявив, что это полотно типичное для Шишкина, соответствует его творческому замыслу и две подписи там явно лишние.
Эскиз к картине «Утро в сосновом лесу»
Впрочем, были и недовольные. Публицист Михеев писал: «посмотрите на туман в лесу, на удивительную его прорисовку и вы согласитесь, что картину написал настоящий мастер своего дела. Единственное слабое место в ней — изображения медведей, они выбиваются из общего ряда, видно, что художник великолепно умел писать лес, но вот с изображения животных оставляют желать лучшего».
Однако Савицкого мнение какого-то там публициста не очень расстроило. Деньги он получил, работу сделал на своём уровне — не гениальном, но вполне приличном и профессиональном. Но вот за стёртую Третьяковым подпись обиделся.
Кстати, «Утро в сосновом лесу» не единственный пример соавторства выдающихся русских художников. Так, для картины Ивана Айвазовского «Прощание Пушкина с морем» великого русского поэта написал сам Илья Репин. В отличие от Савицкого он не стал ставить свою подпись на картине, хотя имел на то полное право — всё же портрет Пушкина куда более сложен в исполнении, нежели изображения медведей.
Иван Айвазовский. Прощание Пушкина с морем
Но с другой стороны, если Савицкий не написал своих мишек, вряд ли эта картина стала столь популярной и массовой. Был бы просто очередной выдающийся пейзаж Шишкина. Мишки добавили изюминку, интерес, завершили композицию — это не просто деревья, это сцена в глухом лесу, в живую увидеть которую может далеко не каждый. Возможно потому это полотно и стало таким популярным.
Большой выбор картин, графики вы можете найти на сайте галереи artalebrio.com. Собери собственную коллекцию живописи от современных авторов.
Подписывай на нас в соц. сетях
автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи