en
en
Main | Art Blog | ​Лучший друг короля. Диего Веласкес и его потрясающие картины.
Back
​Лучший друг короля. Диего Веласкес и его потрясающие картины.

​Лучший друг короля. Диего Веласкес и его потрясающие картины.

Share on social networks:

Диего Веласкес (1599–1660) — испанский художник, один из лучших мастеров живописи, новатор в творчестве, картинами которого вдохновлялись многие художники романтизма, французские импрессионисты и даже Пабло Пикассо. Он широко использовал резкие светотени, насыщенные и яркие цвета, несколько театральные, но очень выразительные позы персонажей своих картин. Его портреты были психологически достоверны, реалистичны и естественны. Широко применял и различные интересные и необычные задумки в своих портретах, как на картине «Менины».

Менины

Сейчас, когда упоминают короля Испании Филиппа IV, в первую очередь вспоминаются его портреты кисти Веласкеса — так художник затмил короля, про деяния Филиппа IV помнят лишь историки и испанцы, а вот про Веласкеса знают многие любители живописи.

Хотя не стань в своё время Веласкес придворным художником Филиппа IV, то вряд ли смог бы в полной мере проявить свой неординарный талант. Скорее всего, писал бы картины на религиозные темы и многочисленные портреты аристократов, а погоня за заработком и нужда способны свести на нет любые творческие задумки, которые не устраивают консервативных заказчиков. Так сошлись два неординарных человека — Филиппа IV, ставший одним из лучших королей в истории Испании, стоявшего во главе государства очень долго — 44 года и великолепный художник Диего Веласкес, писавший портреты этого монарха и членов его семьи. Именно правление Филиппа IV называют «золотым веком» Испании, а творчество Веласкеса — «Золотым веком в испанской живописи».

Пряхи

Диего Веласкес родом из испанского города Севильи, который сейчас больше ассоциируется с одноимённым футбольным клубом. Поначалу он стал писать бодегоны — небольшие жанровые сценки, происходящие преимущественно в тавернах. Тогда они были излюбленным местом досуга всех испанцев — как вечером после тяжёлого трудового дня не зайти в таверну выпить кружечку пива и не поболтать с друзьями, обсудить последние новости. Вот только, по мнению художественных критиков, люди на его картинах как будто не живые, застывшие, а вот натюрморты прописаны замечательно.

Сцена в таверне

Тогда многие художники писали как Караваджо — часто используя светотень, в тёмных и мрачных тонах, выбирая темы для полотен приземлённые и грубые, не стесняясь натуралистичности. Не избежал этой моды и Веласкес, но когда ему говорили, что он пишет слишком грубо и не стесняется показать вещи обыденные, то тот в ответ говорил: «Лучше быть первым в грубом жанре, нежели одним из многих в изящном».

Веласкес учился у Франсиско Пачеко, и тот был настолько очарован своим учеником, его безусловным талантом и хорошими душевными качествами, и выдал за него свою 15-летнюю дочку. Спустя год у молодожёнов родилась дочь Франциска, и она повторила судьбу своей матери — вышла замуж за ученика Веласкеса Хуана дель Масо.

В 1623 году Веласкес перебрался в Мадрид, куда его пригласил его учитель Пачеко. Правда, тому пришлось обратиться к своему знакомому — влиятельному графу Оливаресу, бывшим вторым человеком в государстве после короля. Он многое сделал для государства — например, почти искоренил коррупцию и проституцию, жаль только, что это было в Испании XVII века, а не в современной России. Оливарес замолвил словечко перед королём, и Веласкес мог работать во дворце, писать портреты самых влиятельный и знаменитых людей Испании.

В благодарность Веласкес пишет портрет Оливареса и эта работа впечатляет самого короля.

Портрет графа де Оливареса

Тот делает ему заказ на свой портрет, который, к сожалению, не сохранился и назначает придворным художником — высшим статусом для любого живописца в то время. Только Веласкес мог писать портреты короля. От таких предложений не отказываются, и талантливый художник вместе с семьёй перебирается во дворец.

Но Веласкесу было всего лишь 24 года, он ничем особенным не проявил себя в живописи, удивительно, как сразу без особых усилий он стал придворным живописцем — слишком много было желающих занять это тёплое местечко. Возможно, Филиппа IV увидел в нём не только, безусловно, талантливого художника, но и друга — иначе сложно объяснить, почему он часами позировал для Веласкеса в далеко не самой удобной торжественной позе, если тому вздумалось написать очередной этюд с королём.

Портрет Филиппа IV в латах

Мастерская художника находилась во дворце, и ключ от неё был лишь у Веласкеса и самого Филиппа IV. Лишь он один мог зайти в мастерскую, когда ему вздумается. Тем часто пользовался, подолгу рассматривая незавершённые портреты кисти художника. С Веласкесом король мог быть откровенным и честным, знал, тот не будет приторно льстить, с ним можно посоветоваться по многим вопросам, обсудить искусство.

Филипп IV вскоре присвоил Веласкесу звание камергера, потом интенданта, а через много лет чин обер-гофмаршала. И это было не зря — тогда придворного художника воспринимали просто как ремесленника, а не по статусу королю дружить с обычным мастеровым. Но эта проблема легко решаема всеми монархами без исключения, на радость своих фаворитов.

Через несколько лет в Мадрид приезжает Рубенс — главный художник того времени, ему представляют Веласкеса, и тот убеждает его съездить в Италию посмотреть на работы итальянских мастеров. Веласкес соглашается, но поездка не доставила много радости. Итальянцы воспринимали его как чиновника, а то и шпиона — были с ним вежливы и тщательно подбирали слова при разговоре. Зато он смог ознакомиться с работами Тициана, оказавших на Веласкеса большое влияние — он стал писать в более яркой манере, применять светлые цвета — жёлтый и голубой, что добавило красоты и живости его картинам.

Когда Веласкес вернулся, то с радостью узнал, что Филиппа IV не позволил создавать портреты себя и членов семьи никому другому. Потому Веласкес с остервенением начал навёрстывать упущенное, особенно полюбил писать портреты юного сына Филиппа IV — Бальтазара Карлоса, их преподносили монархам ведущих европейских государств в надежде на дальнейший выгодный династический брак.

Конный портрет принца Бальтазара Карлоса

Зато французскую жену короля Изабеллу Бурбонскую Веласкес почти не пишет — та очень не любила Оливареса, и негативное отношение к графу переключилась на его ставника Веласкеса. Зато короля художник писал часто, хотя его лицо было очень сложным для красивого портрета поскольку нужно было правильно подобрать ракурс — трехчетвертной разворот и скрыть недостатки внешности, вызванные многочисленными близкородственными связями.

В 1649 году Веласкес во второй раз едет в Италию. Он уже известный художник у себя на родине — 20 лет пишет портреты короля и его семьи, но итальянцам до Веласкеса нет никакого дела. И тут у него взыграла гордыня и он создаёт портрет своего слуги и посылает его по поместьям знатных и влиятельных итальянцев. Они могли не знать про Веласкеса, но искусство и выдающееся художественное мастерство, увиденное вживую никого не оставляет равнодушным. В итоге Веласкеса приглашают написать портрет Папы Римского Иннокентия Х и эта работа станет одной из лучших в коллекции художника.

Портрет Папы Римского Иннокентия Х

Тем временем Филипп IV шлёт депеши: «почему так надолго задержался Веласкес»? Причина простая — у Веласкеса в Италии появилась любовница. Именно её портрет, выполненный со спины и в откровенной манере —«Венера перед зеркалом» он и создаёт там. В Испании это было бы невозможно — слишком уж там лютовала инквизиция, и любые вольности считались недопустимыми.

Венера перед зеркалом

Но всё же в основном Веласкес творил в Испании. Его считали за своего не только Филипп IV, но и дети короля. Веласкес мог себе даже позволить изобразить себя рядом с королевскими особами, пусть и маленькой принцессы, как на знаменитой картине «Менины» — никогда раньше не одному художнику подобное не дозволялось.

Умер он в возрасте 61 года во время подготовки к торжественной свадьбе дочери Филиппа IV и Людовика XIV. Тогда он как гофмаршал руководил всеми работами и подобные хлопот оказались не под силу для престарелого художника. Он вернулся домой в Мадрид, а умер на руках короля, ставшего его верным другом.


Большой выбор живописи, гравюр, фотографии от современных художников, для себя или в подарок, на сайте маркетплейса artAlebrio.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Share on social networks:
Back
Add comment
Товар добавлен в корзину!