en
en
Main | Art magazine | 5 выдающихся произведений искусства оказавшихся под запретом
Back
5 выдающихся произведений искусства оказавшихся под запретом

5 выдающихся произведений искусства оказавшихся под запретом

Share on social networks:

Многие выдающиеся произведения искусства часто не устраивали цензоров и власти, а потому оказывались под запретом. Причины всегда находились — то слишком «срамные» и откровенные, то выставляющие какое-либо явление в нелицеприятном виде. Вот только несмотря на все запреты, они навсегда остались в истории искусства, время, как лучший цензор, всё расставило по своим местам и сейчас, и мы вновь восторгаемся нещадно гонимыми раньше картинами, фресками и скульптурами выдающихся мастеров своего дела.

1. «Страшный суд» Микеланджело

В 1541 году Выдающийся итальянский художник и скульптор Микеланджело написал фреску «Страшный суд», которой украсил алтарную стену Сикстинской капеллы.

Микеланджело Буонарроти. Страшный суд. Фреска Сикстинской капеллы. 1537–1541 годы

Самому заказчику папе римскому Павлу III фреска очень понравилась, говорят, он упал перед ней на колени, а потом долго благодарил Микеланджело. Но не все были столь единодушны. Инквизитор, человек предельно строгих взглядов и ярый приверженец христианской морали, кардинал Корафа был этой фреской очень недоволен. «Она подходит для купальни, но никак не для храма Божьего». Причина простая — обнажённая натура. В 1545 году начался знаменитый Тридентский собор, в котором, помимо всего прочего, было провозглашены постановления касающиеся цензуры и допустимости изображения обнажённого тела. В итоге было велено прикрывать все интимные места фиговыми листками или драпировками. И вот эта самая фреска Микеланджело под запрет о недопустимости обнажённой цензуры подходила идеально. В 1559 году кардинал Корафа, уже в статусе папы римского приказал нелюбимую им фреску Микеланджело уничтожить, но, к счастью, этот замысел осуществить не успел. Следующий папа римский Пий IV оказался более благоразумным человеком, решил фреску оставить, только велел замазать все «срамные места» в соответствии «с законом о фиговых листках».

Фреску переписывал художник Даниеле Риччарелли. Он был учеником Микеланджело и относился к труду своего учителя предельно вежливо. Но всё равно пришлось переписать фигуры Екатерины Александрийской и святого Власия — их позы показались представителям церкви чересчур раскованными и откровенно вызывающими, словно они хотели совершить акт прелюбодеяния. Где можно, Риччарелли закрывал интимные места тканями, стараясь при этом не нарушить общий замысел Микеланджело. В целом его работа была достаточно качественной и при современной реставрации Сикстинской капеллы её решено было оставить.

2. Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Купидоном»

Итальянский художник Аньоло Бронзино (1503–1572) написал картину «Аллегория с Венерой и Купидоном», которая на протяжении нескольких веков смущала цензоров и догматов христианской морали.

Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Купидоном. Около 1545 года

Вот только прикрыли некоторые «срамные» места на этой картине лишь в XIX веке. Всё дело в том, что запрет Контрреформации всё же больше распространялся на религиозные произведения искусства, которые выставляются в церквях и публичных местах для всеобщего обозрения. Но короли и богатые аристократы в то время вполне могли себе позволить заказывать «будуарные» картины для себя, а не всеобщего обозрения. И, соответственно, фривольности и эротика там всячески поощрялась. Такова и эта картина, написанная для короля Франциска I. Первоначально заказчиком был герцог Кози­мо I Медичи, тот рассчитывал эту картину подарить королю, большому любителю телесных удовольствий и чувственных развлечений. Так-то никакие церковные запреты на эту картину распространятся не могли, вряд ли король допустил бы церковников в свою спальню.

Впоследствии, уже в 1860 году картина была выставлена в Лондонской картинной галерее. Но чопорная английская публика подобную смелость, вполне уместную в будуаре легкомысленного короля не оценила и призвала закрыть наиболее «срамные» места веточками. И лишь в наше время реставраторы убрали все фиговые листы и веточки, оставив картину в том виде, в каком её и написал Аньоло Бронзино

3. «Леда и Лебедь» Франсуа Буше.

Жанр «будуарных» картин был исторически популярен всегда, особенно во Франции. Их писал и Франсуа Буше, видный представитель эпохи рококо, чьи галантные полотна восхищают и поныне. Но кроме вполне пристойных картин, которые и составляют львиную долю творческого наследия, были и особые «срамные» картинки, например, «Леда и лебедь». Даже по современным понятиям там всё на грани, потому и показать её мы не можем, но эту картину легко можно найти в интернете. И не нужно думать, что всё это фантазии художника. Просто есть известный мифологический сюжет когда Леда — жена спартанского царя Тиндарея и очень красивая женщина занималась любовью с Зевсом, принявшим форму лебедя. Кстати, картин на подобный сюжет есть немало в мировой живописи, например, за авторством Чезаре Муссини.

Чезаре Муссини. Леда и лебедь

Обыгрывал подобный сюжет и даже сам Сальвадор Дали в картине Атомная леда. Так-то Буше тут не оригинален.

Сальвадор Дали. Атомная леда

4. Караваджо. «Святой Матфей и ангел»

Выдающийся итальянский художник Караваджо на первый план всегда ставил реалистичность и правду жизни, возможно потому, что слишком хорошо всё о ней знал и вёл жизнь далеко не праведника. В 1602 году он написал картину «Святой Матфей и ангел», где изобразил Матфея не шибко образованным грубым мужиком, который и перо в руках толком держать не умеет, поскольку совершенно не привык писать.

Караваджо. Святой Матфей и ангел. 1602 год

Рядом с ним стоит безмерно терпеливый и откровенно скучающий ангел, который без особого желания помогает ему делать записи, направляя перо и поддерживая руку Матфея. А особенно на этой картине выделяются ноги Матфея — босые и грязные, поскольку он всегда ходил босиком. Ну никак не похож этот неотёсанный мужлан на проповедника и апостола. Потому представители церкви картину забраковали и отказались платить за неё. Тогда Караваджо нуждался в деньгах, потому ему пришлось поступиться своим художественным видением в угоду пожеланиям заказчиков. Он написал второй вариант картины, который представителей церкви полностью устроил, а первоисточник был потерян во время штурма Берлина в 1945 году.

Караваджо. Святой Матфей и ангел. 1602 год

5. Василий Перов. «Сельский крёстный ход на Пасхе».

Эта картина, выставленная в 1862 году, поразила многих консервативно настроенных зрителей. «Как можно так неприглядно изображать наших священнослужителей и дьячков, как бы вам самому не угодить на Соловки за подобную крамолу» — писали они. «Эти картины настолько выставляют в негативном ключе нашу российскую действительность, что нисходят до уровня обличительного памфлета. Неужели нет других возвышенных тем, нежели показ пьяных, выходящих из кабака священнослужителя и дьячка?»

Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 год

Картину сняли с выставки и запретили для публичного показа. В проигрыше оказался Третьяков, он эту картину уже приобрёл и явно не для того, чтобы держать в дальних запасниках. Кстати, первоначальное название полотна по мысли Перова — «Поп», Третьяков сменил на «Сельский крёстный ход на Пасхе» и этим во многом снизил градус обличительности, но, с другой стороны, и исказил задумку художника. Подробнее о том, как создавалось это полотно, и так ли всё было плохо на самом деле, можете прочитать в статье по ссылке.


Большой выбор картины современных художников, фотографов на сайте галереи artalebrio.com.

Share on social networks:
Back
Add comment
Товар добавлен в корзину!