Великая Отечественная война нашла своё отражение во множестве картин советских и современных художников, иногда бравурно-пропагандистских, а иногда невыносимо щемящих, берущих за душу, раз увидев которые уже сложно забыть. Слишком сложные и пограничные чувства испытывали все, бывшие на войне, и правдиво отобразить их, не скатиться в унылую шапкозакидательскую пропаганду смогли далеко не все художники. Но тем более ценны картины искренние, написанные от души, а не по заказу.
В. Г. Титов. Письма
Однако, рассматривая картины советских художников, можно заметить ряд особенностей, иногда совершенно парадоксальных. Одни темы поднимались охотно, но существовали и жёсткие табу, переступить через которые мало кто решался. О парадоксальных особенностях картин, посвящённых Великой Отечественной войне, написанных советскими художниками мы и поговорим в этой статье.
Штурм Сапун горы 7 мая 1944 года, худ. рук. СССР П. Т. Мальцев
Советские художники особенно любили изображать пехоту на своих картинах. Отчасти это можно понять — именно образ солдата-пехотинца является каноническим, да и подавляющие большинство людей служили именно в пехоте. Им выпали великие испытания, некоторые совершили подвиги, достойные увековечения на полотнах. Вот только нужно ли забывать про другие рода войск — танкистов, лётчиков и моряков, которые сражались не менее героически.
Александр Дейнека. Сбитый ас.
Конечно, можно вспомнить потрясающую картину Дейнеки «Сбитый ас», жизнеутверждающее «Утро танкистов» Б. Ф. Фёдорова, но всё же это скорее исключение, нежели правило, да и по накалу страстей и эмоциональному воздействию на зрителя «Утро танкистов» намного уступает «Поединку» Петра Кривоногова.
Пётр Кривоногов. Поединок
А вот диверсанты, минёры и сапёры в советской живописи практически не представлены, словно бы их вообще не существовало. Возможно, дело в их недостаточно романтической службе, которая хоть и была необходима, но почти всегда проходила под грифом секретно, и о ней старались особенно не распространяться.
В. Г. Пузырьков. Солдаты
Зато артиллеристов советские художники писали охотно, особенно когда им приходилось давать последний бой с превосходящими силами фашистов. Тут и романтика, и героизм, и привычные образы, которые не раз были показаны в фильмах и описаны в книгах. Так-то не нужно ничего особенно выдумывать и изобретать, просто сделать всё по канону на хорошем художественном уровне.
Ф. П. Усыпенко. Ночной бой
Не любили советские художники и изображать танки, знаменитые 34-ки, словно бы существовал негласный запрет на подобные картины. Особенно показательно в этом смысле полотно «Утро танкистов», где парочка танков написана на дальнем фоне.
Б. Ф. Федоров. Утро танкистов
Понятное дело, люди и их чувства гораздо интереснее для серьёзных художников, но так создаётся странное ощущение, что войну выиграли солдаты с автоматами и винтовками без участия серьёзной техники.
Однако лучшие картины советских художников — это не диорамы, не батальные сцены, то есть не про войну, а про людей на войне. Они готовы пойти на любые жертвы, выполнить боевую задачу ценой своей жизни, но при этом не забывают про простые радости и отчаянно счастливы, когда, наконец, наступила победа.
В. Харламов. Победа
И это веселье не бравурное и глумливое, характерное для воинов прошлого, когда полководец давал три дня на грабёж захваченного города, и начиналась настоящая резня мирных жителей с отбиранием у них всего ценного, а просто радость от возможности вернуться домой, увидеть родных и близких.
Ю. П. Кугач. Возвращение.
Самые пронзительные картины — про возвращение и встречу солдат с матерями, жёнами, детьми и сёстрами и братьями. Вот где подлинные неприкрытые эмоции, которыми проникаешься, и запоминаешь надолго.
А. П. Горский. Без вести пропавший
Само окончание войны, та точка отсчёта новой жизни отображена на картинах советских художников совершенно по-разному, но всегда искренне и запоминающе. Мальчишка спешит поделиться со всеми безумной радостью от новости про окончание войны, влюблённые просто лежат на начинающей подрастать траве и мечтательно смотрят на небо, или каноническое изображение празднующих солдат у Рейхстага.
Б. В. Окороков. Первый день мира
Советская живопись о Великой Отечественной войне — это наше наследие, которое нужно помнить и знать, хотя бы для того, чтобы точно представлять себе, что такое война и какие бедствия она принесла нашему народу.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи