ru
ru
Главная | Арт блог | Кто на самом деле изображен на картине «Чета Арнольфини» и почему официальная версия не соответствует действительности?
Назад
Кто на самом деле изображен на картине «Чета Арнольфини» и почему официальная версия не соответствует действительности?

Кто на самом деле изображен на картине «Чета Арнольфини» и почему официальная версия не соответствует действительности?

Поделиться в соц сетях:

Ян ван Эйк (1390–1441) — выдающийся фламандский художник, творивший во времена Раннего Возрождения, написавший свыше 100 замечательных портретов и жанровых сцен на религиозные сюжеты. Одна из его лучших работ — «Чета Арнольфини», на которой, согласно мнению искусствоведов, написан купец из Италии Джованни Арнольфини, который в то время жил в Брюгге. И момент, запечатлённый на картине, вполне знаменательный — дело происходит в спальне, после свадьбы, супруги держаться за руки, но наверняка ждут, когда наконец можно остаться наедине и провести первую брачную ночь.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434.

Между прочим, для девушек это своеобразный момент истины и проверка на добропорядочность. Невеста должна быть невинна, иначе она будет опозоренной, да и супруг имеет полное право основательно её поколотить. Впрочем, обычно в то время замуж выходили очень рано, так-то соблюсти её было несложно.

Однако в этой картине главное — детали, они очень интересные и восхищают искусствоведов уже на протяжении нескольких веков. Почему, и что в этой картине такого необычного мы и поговорим в данной статье.

Сама по себе картина «Чета Арнольфини» не очень большая — чуть больше 50 см в ширину и меньше метра в длину, однако детали на ней написаны с филигранной точностью. В отличие от пастелей Лиотара — автора той самой «Прекрасной шоколадницы» на картинах ван Эйка фон прописан тщательно, художник не поленился достоверно изобразить всю обстановку спальни обеспеченных супругов — большая радость для историков и любителей аутентичной старины.

Жан-Этьен Лиотар. Прекрасная шоколадница

Очень тщательно написана люстра — вещь очень дорогая, явное свидетельство достатка, зеркало на заднем плане, о котором разговор пойдет дальше, роскошная кровать под балдахином, и даже тапочки, чья форма наверняка приведёт в тихий ужас всех отъявленных сибаритов. Особенно интересны одежды — на современный взгляд чересчур вычурные и неудобные. И они тоже написаны с потрясающим тщанием, даже шляпа на мужчине передаёт мелкую структуру ткани, на ней видны ряды мелких белых ниток.

Портрет четы Арнольфини. фрагмент

И это совершенно удивительно, представим себе, что супруги позируют для живописца. Далеко не все позирующие богатые заказчики отличаются ангельским терпением, скорее наоборот, художнику хорошо бы сделать набросок в общих чертах, а потом уже в более спокойной обстановке дорабатывать их портрет, что-то приукрашивая и доделывая фон по памяти или давая волю своей фантазии. Но вот тут такая тщательность в изображении обычной шляпы — на расстоянии нескольких метров, где исходя из композиции картины должен находиться художник так тщательно её написать невозможно. Но и трудно представить, что эту шляпу одолжил заказчик, чтобы Ван Эйк смог её как следует рассмотреть и изобразить на картине. В общем, очередная загадка. Рискнём предположить, что это вообще не обстановка реальной комнаты, да и подобной сцены, наверняка не было — художник всё это придумал. Но зачем — постараемся разобраться.

Раньше до 1430 годов картины нидерландских художников были совсем иными — больше напоминали иконы, с соответствующим, несколько схематичным и стилизованным изображением.


Слева: Мельхиор Брудерлам. Встреча святой Марии и святой Елизаветы (фрагмент алтарной картины). 1398. Справа: Ян ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434.

Но вскоре, картины стали детальными и реалистичными, отчасти напоминающие фотографию. Неужели так резко возросло их мастерство? Возможно, дело обстоит проще — они взяли на вооружение линзы и зеркала, и с помощью камеры-обскуры смогли создавать более реалистичные картины. Благодаря ей изображение шляпы Арнольфини оказалось перед глазами художника, дальше дело чисто техническое, а на недостаток техники ван Эйк пожаловаться не мог.

Впрочем, всё равно тут требуется очень много терпения, сноровки и мастерства, да и композицию картины ван Эйк тщательно продумал.

Кроме того, техника была очень несовершенной, линзы маленькие, полностью всё изображение перенести на холст было невозможно. Приходилось при создании картин использовать небольшие фрагменты, которые потом соединялись в общее изображение — всё это чем-то напоминает коллаж. Из-за этого иногда возникали и ошибки, например, на картине «Святой Франциск получает стигматы», ступни Франциска находятся в несколько неестественном положении, возможно, их изображение ван Эйк писал отдельно, потому и немного сместил, изобразил не на том месте.

Ян ван Эйк. Святой Франциск получает стигматы. 1440.

Так-то, возможно, Ван Эйк сначала в своей мастерской создал нечто напоминающее макет комнаты, потом написал фигуры людей, на которых уже изобразил лица заказчиков, а довершил картину написанием множества отдельных деталей — тапочек, апельсинов на тумбочке, яблока на подоконнике, а на полу — изображение небольшой комнатной собачки. В общем, фотошоп в реалиях XV века, и с использованием доступных тогда технологий.


Портрет четы Арнольфини. фрагмент

Вот только все эти детали совсем не лишние. Собачка символизирует супружескую верность. Апельсины — явный намёк на происхождение рода Арнольфини из далёкой Италии, где в тёплом Средиземноморском климате росли апельсины, да и к тому же они символ плодовитости, а в Средневековье этому придавали большое значение, поскольку, к сожалению, далеко не все дети выживали, потому для появления здорового и крепкого наследника, способного продолжить род, приходилось заводить много детей. А для того, чтобы роды прошли успешно, на кровати вырезали изображение святой Маргариты, являющейся покровительницей рожающих женщин. Даже расположение людей неслучайно. Мужчина стоит ближе к окну — это явный намёк на его связь с внешним, большим миром, поскольку он должен обеспечивать супругу всем необходимым. Задача женщины — рожать и воспитывать детей, девочек воспитывали с подобными установками с детства, и иной жизни они не представляли. Потому и стоит она рядом с кроватью, дальше от окна — символа внешнего мира, возможно, неподалёку от кровати находится камин или очаг, который не попал на картину, но вот для зрителей того времени его расположение не вызывает сомнений, примерно как для нас наличие телевизора в гостиной или компьютера в рабочем кабинете.

А вокруг зеркала, висящего на стене, написаны сцены страстей Христовых, причём со стороны мужчины они прижизненные, а со стороны его супруги — посмертные.

Портрет четы Арнольфини. фрагмент

По официальной версии, считается, что на картине изображён Джованни ди Арриджио Арнольфини со своей молодой женой. Они только что поженились и находятся в спальне. Кстати, тогда в Нидерландах даже не нужно было для бракосочетания обязательно посещать церковь. Церемонию можно было провести и в собственном доме, главное — пригласить свидетелей, которые бы подтвердили факт бракосочетания.

Вот только сам Джованни ди Арриджио Арнольфини женился лишь спустя десять лет после того, как эта картина была написана, так то официальная версия отпадает как неправдоподобная. На самом деле было два Джованни и они приходились друг другу двоюродными братьями. Второй — Джованни ди Николао Арнольфини, в 1426 году он женился на Констанции. К сожалению, его жена прожила не очень долго и спустя 7 лет после замужества умерла во время очередных родов. Безутешный муж решил заказать в память о своей супруге портрет у ван Эйка, с которым был хорошо знаком, где изображён он в момент свадьбы.

Так, личная трагедия привела к созданию одной из самых интересных картин в истории живописи.


Купить картину, графику, фотографию, товары лучших ремесленников на сайте галереи artalebrio.com. Покупай напрямую у автора.

Мы в соц. сетях

Dzen, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!