Ню — это искусство изображения обнажённого человеческого тела в живописи, а название этого жанра пошло от французского слова nudité — «нагота».
Умение написать ню максимально эстетично и красиво, так, чтобы картины в этом жанре выглядели совсем не пошло, а являлись настоящими произведениями искусства — дело, требующее немалого мастерства. Неслучайно в жанре ню писали многие знаменитые художники, от Микеланджело до Дейнеки, Аркадия Пластова и Люсьена Фрейда. О несколько провокационном и «неприличном», по мнению самых отъявленных ханжей и "блюстителей" нравственности, жанре ню мы и поговорим в этой статье.
Жан Огюст Доминик Энгр. Источник.
Началась история этого жанра очень давно — ещё в VI—V вв. до н. э. в Древней Греции создавали скульптуры, изображавшие обнажённых мужчин и женщин, которые находились в святилищах и являлись надгробными памятниками. И скульпторы в изображении обнажённой натуры достигли немалого мастерства, благо из-за традиции устраивать Олимпийские игры, где соревновались обнажённые атлеты, причём только мужчины, женщин туда не допускали, была возможность изобразить героев и победителей соревнований в максимально естественном виде. Впрочем, скульпторы обнажёнными создавали из мрамора только изображения богинь и богов, людям же положено быть одетыми, и этой традиции придерживались художники и скульпторы очень долгое время.
В IV в. до н. э. скульптором Праксителем была создана скульптура Афродиты Книдской, которая стала классическим эталоном для правильной и гармоничной фигуры обнаженной женщины.
Пракситель. Афродита Книдская
Пракситель производил расчёты идеальных пропорций женского тела, возможно. Это не золотое сечение Леонардо да Винчи, но результат всё равно впечатляет.
В Средние века изображение обнажённого человеческого тела было признано греховным и писать дозволялось только Адама, Еву или изображение Страшного суда. На некоторых картинах Босха можно увидеть немало обнажённой натуры, но они все отражают представление художника о чистилище и аде, где мучатся нагие грешники.
Босх. Сад земных наслаждений.
Разумеется, ни о какой эстетике и чувственности в его работах речи не идёт, хотя это не мешает им оставаться выдающимися произведениями искусства.
В Японии всё было несколько иначе. Там считалось вполне возможным рисовать достаточно откровенные изображения, получившие название «сюнга», но в отличие от непристойных картинок в псевдо японском стиле, нынче заполонивших интернет, они красивы и художественны, являются настоящими произведениями искусства, да и писать их не считали зазорным даже настоящие японские художники, мастера своего дела.
Китагава Утамаро. Купание в холодной воде.
Сюнга помогали разобраться молодым парам, как вести себя в первую брачную ночь, то есть служили пособием по науке любви, да и ценились очень дорого, поскольку считалось, что они защищают молодожёнов и их будущего ребёнка от злых духов и недоброго сглаза.
В европейское искусство ню вернулось с эпохи Возрождения. Великий Микеланджело добавил обнажённые фигуры в некоторые фрески из Сикстинской капеллы и создал пятиметровую скульптуру обнажённого Давида, готового сойтись в смертельном бою с Голиафом.
Микеланджело. «Давид». 1501-1504
Сандро Боттичелли написал выдающуюся картину «Рождение Венеры», где тело Венеры написал с мраморной статуи I века до н. э., а её лицо с девушки чудной красоты Симонетты Веспуччи.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры
К сожалению, Симонетта, умерла в 23 года от чахотки, зато её образ навечно остался на картинах Боттичелли.
Боттичелли. Портрет молодой женщины.
В истории европейской живописи стало традицией писать возлежащую обнажённую женщину на фоне пейзажа. Началось всё с «Спящей Венеры» Джорджоне, потом была «Венера Урбино» написанная великим колористом Тицианом, «Венера с зеркалом» Веласкеса — кстати, считается, что название этой картины Веласкес дал специально, чтобы защищаться от цензуры и избежать лишних проблем, а на самом деле он изобразил свою возлюбленную, потому и лежит она к нам спиной, а лицо её отражается в зеркале, и оно напоминает скорее лицо обычной симпатичной девушки, нежели абстрактный идеализированный образ Венеры.
Веласкес. Венера с зеркалом. фрагмент.
В Средние века художники даже не могли использовать женщин в качестве натурщиц, чтобы написать обнажённое тело — приходилось писать юношей и пририсовывать им женскую грудь. Результат, понятное дело, был очень своеобразный. Считается, что первым нарушил эту костную традицию Рафаэль Санти, который стал приглашать женщин-натурщиц. И те позировали очень охотно — Рафаэль был всеобщим любимцем, красавцем, знаменитым и богатым художником. Так-то наверняка у каждой натурщицы, если она была хороша собой, имелась надежда влюбить в себя столь завидного потенциального жениха и в идеале выйти за него замуж.
Рафаэль. Автопортрет. 1506 г.
Но она была тщетна — Рафаэль женщин любил — достаточно вспомнить его историю любви к Маргарите Лути, которую сам Рафаэль звал Форнарина — «булочка, пышка», поскольку она была дочерью булочника. Он не пожалел 50 золотых монет, чтобы Форнарина позировала ему, а влюбившись, выкупил её у отца за 3 тыс. золотых. Но несмотря на эту безумную любовь, Рафаэль так и не женился.
В эпоху Возрождения художники учились писать обнажённую натуру с обычных натурщиц. Далеко не все из них отличались идеальными формами, которые так принято было изображать античными скульпторами и художниками, потому и женщины на картинах стали напоминать обычных, со всеми их достоинствами и недостатками. Кроме того, менялись общие понятия о красоте, во времена Рубенса, то есть в эпоху барокко, считались красивыми женщины в теле, поскольку они должны были отличаться недюжинным здоровьем и легко могли родить и вскормить ребёнка.
Питер Пауль Рубенс. Венера, Купидон, Вакх и Церера.
Кстати, подобные представления о красоте сохранялись долгое время и у нас, особенно в крестьянских семьях. «Худосочной» девушке сложнее было найти жениха, считалось, что она не очень-то способна выполнять тяжёлую крестьянскую работу. То ли дело девица дородная и крепкая, такая и ребёнка легко выкормит и работать будет за двоих.
Так-то Рубенс вообще не был «извращенцем», когда писал своих пышнотелых красавиц. Он просто отображал в своих картинах понятия о женской красоте в то время.
А что вы думаете о рубенсовских женщинах и вообще о затронутой теме — пишите в комментариях. В следующих публикациях мы продолжим эту тему и поговорим о ню эпохи Рококо, импрессионистов, Пикассо, Матисса, Зинаиды Серебряковой, русского модерна, авангарда и советских художников. Будет интересно, оставайтесь с нами.
Лайк и подписка — лучшая награда для автора.
Большой выбор живописи, фотографий, графики современных художников и мастеров handmade на сайте галереи artalebrio.com. Купить картину напрямую у автора. Найти интересные работы и новые имена помогают арт конкурсы, выставки.
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи