Передвижники — объединение русских художников, просуществовавшее с последней трети XIX века до 1920 года и ставивших перед собой задачу показать жизнь простого народа без прикрас и лакировки действительности, такой, какая она была на самом деле и заострить внимание на основные пороки нашего общества. Передвижники часто противопоставляли свои картины закостеневшему академизму, который часто не находил особого спроса в России, поскольку богатые заказчики предпочитали приобретать картины зарубежных художников. И в любом случае оказали огромное влияние на развитие русской живописи. В этой статье можно прочитать про передвижников подробнее, узнать сколько они зарабатывали и почему, несмотря на успех это общество в итоге распалось.
Передвижники писали очень много картин, которые легко идентифицировать по некоторым отличительным признакам. О том, как узнать, что перед нами картина передвижников, выявить её отличительные черты, мы и поговорим в этой статье.
часто бедные и неимущие. Обычно передвижники писали людей из народа, героями картин становились бурлаки, кстати, не только у Ильи Репина, но и у некоторых других художников, например, у Василия Верещагина или Алексея Саврасова, хотя справедливости ради нужно сказать, что репинские бурлаки куда выразительнее, возможно, потому и так хорошо известны.
Василий Перов. Тройка.
Писали передвижники и всевозможных мастеровых, странников, богомольцев, нищих, переселенцев, стариков и старух, детей, занятых тяжёлым трудом, как на знаменитой картине Перова «Тройка», крестьян, погорельцев, а их бедную одежду и лохмотья выделяли с особым тщанием и выразительностью.
Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру
ещё одна ключевая тема картин передвижников. Они ставили перед собой задачу защитить наиболее уязвимых персонажей, обычно детей и стариков, осиротевших семей, как на картине Василия Перова «Проводы покойника», показывали и несчастную судьбу молоденьких девушек, помимо их воли выданных замуж, как на великой картине Василия Пукирёва «Неравный брак».
Василий Перов. Проводы покойника.
И все они терпеливо и безропотно несут свой крест, не протестуют и не пытаются что-либо изменить в своей жизни, просто потому, что это невозможно. Маленькие трагедии в отдельно взятых картинах передвижниках производят неизгладимое впечатление на неравнодушного зрителя, и одно дело сочувствовать бурлакам — в основном сильным и крепким мужчинам, которые часто сами выбрали такую судьбу и другое дело — детям, осиротевшим семьям, старикам и старухам, как на картине Василия Максимова «Добредёт ли?».
Василий Максимов. Добредёт ли?
кабак, ночлежка, бесправный суд. Городская среда на картинах передвижников чаще всего подчёркивает их бедственное положение, часто несёт в себе все возможные пагубные соблазны, как, например, на картине Перова «Последний кабак у заставы» или на полотне Владимира Маковского «Не пущу».
Василий Перов. Последний кабак у заставы
Действительно, передвижники пытались всячески показать пагубность пьянства, как для самих мужиков и в особенности их семей, а низы в России злоупотребляли часто, по крайней мере, такой вывод можно сделать из полотен передвижников и произведений наших классиков — прочитайте повести «Мужики» или «В овраге» замечательного писателя Антона Чехова. Пили во многом потому, что жизнь была беспросветная — бесконечная работа на износ по 10–12 часов в сутки с одним-единственным выходным днём.
Владимир Маковский. Не пущу.
Передвижники часто показывали в неприглядном свете мелких чиновников, незначительное духовенство, как на картине Василия Перова «Крёстный ход на Пасхе», помещиков, забывающих, что и у крестьян и прислуге есть человеческое достоинство и купцов, безбожно обманывающих мастеровых и крестьян, и продающих им во время престольных праздников палёную водку.
Василий Перов. Крёстный ход на Пасхе
Но они обычно никогда не писали в сатирическом ключе по-настоящему важных фигур — крупных министров или государя. Цензура в Российской империи действовала достаточно строго и подобные картины просто бы не пропустили. Даже относительно безобидное полотно Перова «Крёстный ход на Пасхе» и то было запрещено к публичному показу из-за цензурных соображений, а самому художнику «доброжелатели» писали: «Как бы вам батенька не угодить на Соловки за такое пренебрежительное отношение к священнослужителям».
Василий Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
В 1870–1880 годы очень многие молодые люди разделяли идеи народничества и посвящали свою жизнь борьбе с царским режимом. Среди передовых передвижников они всегда находили понимание и отчасти оправдание своим поступкам, правда, художники не делали акцент на их правоте и невиновности слишком явно, хотя и сочувствовали осужденным на своих полотнах. Изображений бунтарей на картинах русских передвижников было немало — достаточно вспомнить полотна «Всюду жизнь», Николая Ярошенко, «Арест пропагандиста» Ильи Репина или работы Владимира Маковского «Вечеринка» и «Осуждённый».
Илья Репин. Арест пропагандиста.
Часто передвижники писали портреты, где главное — не конкретные люди, а их социальная принадлежность, которая обобщена в едином типе. Таковы портреты крестьян, рабочих, студентов, представителей творческой интеллигенции. Внешний фон тут практически отсутствует или он предельно аскетичен, основной акцент на образе человека из народа. Отношения к нему обычно сочувствующее или даже прославляющее, но никогда насмешливо-ироническое.
Иван Крамской. Полесовщик.
писателей и художников, властителей дум, для Павла Третьякова. Передвижники не очень любили писать заказные портреты, хотя им приходилось это делать — жить-то на что-то нужно. Особенно много портретов писал Иван Крамской — по 5–6 часов в день, даже когда тяжело болел, то есть он работал на износ, возможно, потому и умер так рано — в 49 лет. Но вот для Третьякова он с удовольствием писал портреты знаменитых писателей и поэтов, бывших в то время настоящими властителями дум. Обычно они были выполнены в практически монохромной гамме, как портреты Льва Толстого, Николая Некрасова и Салтыкова-Щедрина кисти Крамского.
Иван Крамской. Портрет Льва Толстого.
В схожем стиле выполнен портрет Достоевского Василия Перова и критика Стасова Ильи Репина.
Василий Перов. Портрет Фёдора Михайловича Достоевского.
Для художников важнее было показать умного и думающего человека, глубоко озабоченного происходящем в России, пребывающего в думах о поиске смысла жизни и особого пути нашего народа и тут излишняя красочность только бы вредила цельному образу. Не случайно многие хрестоматийные портреты классиков были написаны нашими передвижниками.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи