ru
ru
Главная | Арт журнал | Искренний советский монументалист Александр Дейнека и его эпичные картины
Назад
Искренний советский монументалист Александр Дейнека и его эпичные картины

Искренний советский монументалист Александр Дейнека и его эпичные картины

Поделиться в соц сетях:

Александр Дейнека (1899–1969) — советский художник, писавший вполне привычные для того времени картины восхваляющие советскую действительность, успехи в труде и строительстве коммунизма, юношеские мечты, а впоследствии подвиг наших воинов во время Второй мировой войны. Однако творчество Дейнеки куда интереснее многих обычных художников, писавших незамысловатые сюжеты в духе соцреализма, у него был свой стиль, своя манера написания картин, возможно потому уже позже, в XXI веке его картины стали относить к остросовременному модерну.

Ода Весне

Ему удивительно удавалось сочетать плакатность, асексуальность моделей — этот приём уж точно вполне в духе нашего времени, монументальность образов, элементы типизации, когда индивидуальность отдельных людей на картине растворяется в общем типе советского человека — молодого, энергичного атлета, готового к труду и подвигам. И в этом был весь Дейнека, он и творил искренне, поскольку искреннее принял революцию 1917 года, верил в счастливое советское будущее, в счастье всех этих советских людей, готовых трудиться на громадных стройках 30-х годов, пахать в поле, спускаться в шахты и строить социализм. Весь энтузиазм послереволюционного времени воплощён в полотнах Дейнеки.

Раздолье

А ещё Дейнека был по складу характера лидером, писать никому не нужные картины, всевозможные импрессионистские пейзажи и натюрморты, невостребованные советской властью он не хотел, ему нужно было признание, успех, масштабность, принадлежность к какому-либо большому делу. Всё это, и воплощено в его картинах, именно поэтому он так писал, заряжая советских граждан 20–30 годов своим энтузиазмом и верой в единственно правильный, социалистический путь развития общества.

Александр Дейнека. Автопортрет.

И не нужно думать, что Дейнека был идеологом советской власти и полностью обслуживал её интересы. Достаточно посмотреть на некоторые элементы его биографии, чтобы понять — художник не так прост, как кажется. По официальной версии, его родители работали на железной дороге, были неграмотными и находились на самом низу социальной лестницы, то есть являлись истинными рабочими-пролетариями. Для советского времени всё безупречно и правильно. Но на картине «Портрет матери» мы видим умную, наверняка образованную женщину в чистой, праздничной крестьянской одежде.

Портрет матери.

Ну никак не похожа она на сломленную тяжёлой жизнью и непосильным трудом работницу. Впрочем, судить по картине об истинном облике его мамы всё же не совсем правильно — наверняка Дейнека её искренне любил, потому и приукрасил её образ, изобразил в наиболее выгодном ключе.

Дейнека окончил Харьковское художественное училище — вряд ли совершенно неграмотные и бедные родители смогли бы устроить туда своего сына, после революции работал в уголовном розыске Курска — фотографировал места преступлений и задержанных. Потом стал работать художником-оформителем — рисовал всевозможные агитационные плакаты и театральные декорации. Во время Гражданской войны два года воевал на стороне красных, а когда вернулся с фронта, прекрасно осознавая, что для больших дел и свершений художественного образования ему хватает, стал учиться во ВХУТЕМАСе.

Было в это время и знакомство с Маяковским, кстати, несмотря на то, что они творили в разных сферах, некоторое сходство в понимание творческих задач у них прослеживается достаточно чётко. Дейнека — это Маяковский в живописи, его картины освобождены от всего лишнего, ненужного, там правит бал чёткость рисунка, монументальность и лаконичность.

У моря

В 20-е годы Дейнека состоял во многих художественных обществах, которые плодились как грибы после дождя: «Группа трёх», ОСТ, «Октябрь», РАПХ, но нигде надолго не задержался. Возможно, его творческому эго было тесно в рамках одного художественного объединения, он был индивидуалистом, ищущим свой путь в живописи как Архип Куинджи. В те годы он много писал всевозможных плакатов, потому и особо настроенные против Дейнеки критики, которых особенно много появилось в 90-е годы, считали его «плакатным ремесленником». Но оценивать Дейнеку только по его плакатам, которые он рисовал, чтобы заработать деньги и лояльность властей и не обращать внимания на его великолепные картины — слишком придирчивый и субъективный подход.

Самые плодотворные годы для Дейнеки — 1930-е. Он молод, полон сил и желания проявить себя как художник, но при этом приобрёл немалый опыт в художественно-оформительской деятельности. Не хватало больших заказов, но вскоре ему доверили сделать декоративное панно в Театре Красной армии и расписать станцию метро «Маяковская». А ещё он был в США и Европе — редко кому в Советском Союзе удавалось поехать в капстраны, это было своеобразное признание заслуг и свидетельство в благонадёжности. Там он пишет замечательные картины, иллюстрирующие жизнь в Риме, виды этого города, изысканные портреты парижанок.

Парижанка.

Вот где тут советский плакатный стиль? Дейнека разный, как истинный художник и большой мастер он не заклинивается на одной теме, не является только пропагандистом, а, как и многие другие выдающиеся советские художники, например, Юрий Пименов или Константин Юон пишет отличные картины для себя, и для души, которые являются образцами чистого искусства, свободного от идеологической шелухи. Не случайно картины Дейнеки востребованы и сейчас на Западе.

Оборона Севастополя

А в годы Второй мировой войны Дейнека пишет впечатляющее полотно «Оборона Севастополя», где его художественный стиль проявляется особенно ярко. Была и удивительно трагическая картина «Сбитый ас» и легкомысленные «Купальщицы».

Сбитый ас

Ню Дейнека вообще писал достаточно смело, был в этом определённый вызов условностям дореволюционной России, а в 30-начале 40-х годов на подобные вольности советские чиновники закрывали глаза — художник, что с него возьмёшь, главное НЮ там по делу и без лишней пошлости. И действительно, в работах Дейнеки всё естественно, даже самая строгая советская цензура придраться не могла, чем-то подобное умение писать обнажённую натуру схоже с работами Аркадия Пластова.

Купальщицы

В послевоенные годы тучи над Дейнекой стали сгущаться. На его модернистскую манеру писать картины стали смотреть косо — обычный соцреализм был объявлен единственно верным художественным направлением и писать полагалось исключительно в реалистическом ключе, без всяких творческих экспериментов. Впрочем, до опалы дело не дошло, и работать Дейнеке никто не мешал.

Выходной день

А ещё у Александра Дейнеки было много картин, совершенно не укладывающихся в классическую плакатную соцреалистическую живопись, лирические пейзажи и даже НЮ на грани как, например, картина «За занавеской» — к сожалению, не сможем её показать по понятным причинам. Дейнека многогранен, разносторонен, искренне восхищался молодостью, энтузиазмом, энергией и напором, они чувствуются почти в каждой его картине. Он прожил хорошую жизнь, написал множество отличных картин и главное — всегда верил в то, что он делает, поскольку без искренности так творить невозможно.


Выбирай картины, графику, фотографию, товары лучших крафтеров на сайте галереи artalebrio.com. Покупай напрямую у автора.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!