ru
ru
Главная | Арт журнал | Зачем Джеймс Уистлер заставлял посетителей своих выставок надевать жёлтую бабочку? Самый экстравагантный американский художник XIX века.
Назад
Зачем Джеймс Уистлер заставлял посетителей своих выставок надевать жёлтую бабочку? Самый экстравагантный американский художник XIX века.

Зачем Джеймс Уистлер заставлял посетителей своих выставок надевать жёлтую бабочку? Самый экстравагантный американский художник XIX века.

Поделиться в соц сетях:

Джеймс Эббот Макнил Уистлер (1834–1903) — американский художник, писавший в стиле тонализма, который искусствоведы считают близким к импрессионизму. Он участвовал в знаменитом Салоне отверженных 1863 года, был награждён Орденом Почётного легиона, и создал любопытный трактат «Искусство создавать себе врагов». Наверняка он знал, о чём писал — врагов у Уистлера было немало.

Его творчество было достаточно новаторским для своего времени, а потому и нравилось далеко не всем. Уистлер, хоть и писал картины, отчасти схожие с работами импрессионистов, всё же не полностью был во всём согласен с ними, например, он почти никогда не работал на пленэре, предпочитая писать в своей студии, и говорил, что писать с натуры стоит дома.

Картины Уистлер писал в достаточно необычных цветах, они были очень прозрачными, как будто написаны акварелью, и ещё имели музыкальные названия. Ноктюрн, симфония, импровизация — обычные слова, которые он использовал, когда требовалось их как-то назвать. О жизни творчестве Джеймса Уистлера мы и поговорим в этой статье.

Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника

Официально считается, что Уистлер родился в 1834 году в Лоуэлле, но сам художник говорил, что настоящая дата его рождения, когда он начал себя осознавать как личность и как художника, на 10 лет позже — именно тогда он приплыл в Россию, где работал его отец, занимающийся в Петербурге проектированием железной дороги.

В Петербурге он стал учиться у художника Александра Корицкого — в то время тот был студентом Академии художеств, а отец Джеймса считался его начальником. Впрочем, Корицкому любознательный и способный мальчик приглянулся и он стал для него отличным воспитателем — ходил вместе с ним по музеям, знакомил с местной архитектурой. К Уистлерам часто заглядывал и знаменитый русский художник Карл Брюллов, так-то Джеймсу было с кого брать пример и у кого учиться.

В 12 лет Джеймса приняли в Академию художеств за казённый счёт и сразу на второй курс. Но в России произошла вспышка эпидемии холеры, которая наверняка добралась бы и до Петербурга. Потому Уистлер-старший и решил вопрос радикально — отправил мальчика обратно в Америку.

Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета

Уистлер стал учиться в военной академии Вест-Пойнт и занятия ему представлялись очень скучными. Однажды преподаватель велел создать чертёж моста, и Джеймс разошёлся не на шутку. Он написал речку, зелёный луг, величественный каменный мост и двух детей на нём. Учителю это очень не понравилось. «Уберите детей с моста» — велел он. Джеймс послушался и написал на лужке две небольшие могилы.

Этот случай показателен для характера художника. Он не хотел всё делать по правилам, ему хотелось творить, а не следовать заведённым догматам. Когда Джеймса отчислили из академии в Вест-Пойнте тот, будучи уже совершеннолетним, подался в Париж — город художников. Там творили импрессионисты Эдгар Дега, Клод Моне и Огюст Ренуар, есть где развернуться молодому живописцу. Уистлер жил на широкую ногу, благо денег у его отца было немало и тот хорошо обеспечивал сына, учился у известного художника Шарля Глейра и с удовольствием покупал японские веера и ширмы — тогда он всерьёз увлёкся культурой этой страны.

Но постепенно отец стал меньше давать денег, копии картин Рембрандта и Веласкеса, которые Уистлер делал на заказ, больших доходов не приносили. Ему приходилось нуждаться в деньгах, но одновременно росло мастерство — его первое большое полотно «У рояля» купил сам коллекционер и покровитель художников — по сути дела, французский Павел Третьяков Гюстав Курбе.

У рояля

А в 1862 году Уистлер переезжает в Англию и, возможно, это было неправильным решением. Он всегда предпочитал достаточно экстравагантный стиль в одежде, из кармана его пиджака мог торчать розовый платок, который носили только дамы, а вместо трости художник брал с собой жёлтый зонт.

Портрет Джеймса Эббота Макнейла Уистлера

Этот стиль одежды очень нервировал консервативных и чопорных англичан. Но одежда ещё полбеды — англичанам не нравились и его картины. Потому Уистлеру пришлось жить на два города — Лондон и Париж — в Париже он выставлялся, например, на знаменитом Салоне отверженных. Там он представил картину «Симфония в белом № 1. Девушка в белом», которая вызвала волну критики, в основном из-за нестандартного сочетания цветов — как можно было изобразить девушку в белом платье на белом фоне, всё сливается.

Симфония в белом № 1. Девушка в белом. Портрет Джоанны Хиффернан

Но Уистлер больше всего в своих полотнах ценил настроение и пытался его передать нестандартным сочетанием цветов. Потому его картины такие светлые и прозрачные, но подобный подход современников совершенно не устраивал, они казались чересчур экстравагантными и необычными.

В Уистлере критиков раздражало всё — сочетание цветов на его картинах, их музыкальные названия, стиль одежды, любовь к японской культуре. Когда он спустя 10 лет с превеликим трудом сумел организовать собственную выставку, но картины, выставленные там, никто не купил, и Уистлер потерпел немалые убытки.

Гармония синего и серебристого: Трувиль

Впрочем, нелюбовь к реализму у Уистлера имела вполне личные обоснования. Однажды его невеста стала позировать для реалиста Гюстава Курбе и всерьёз увлеклась этим художником. Даже дружба с Уистлером не помешали Курбе завязать с ней отношения, потому Джеймс и говорил, что реализм неотрывен от слова проклятый.

Симфония в белом № 2. Девушка в белом

Признание всё же пришло, но уже слишком поздно. Уистлер был морально и физически измотан — постоянная критика и нехватка денег всё же дали о себе знать. В 1903 году он тяжело заболел, но продолжал готовиться к выставке своих картин. Её он подготавливал тщательно и практически всё делал сам, в своём стиле — экстравагантном и вызывающем. Начинал с изготовления рам для картин, потом сочинял сценарий и речи, которые надлежит сказать при открытии, разработал униформу для сотрудников выставки — обычно жёлтую. Даже посетители должны были носить жёлтые галстуки-бабочки, во время просмотра. Редко кто отказывался — люди уже привыкли к чудачествам Уистлера и рассматривали их как часть художественного перформанса, в котором они тоже принимают участие.

Сады Кремона, № 2

Подготовка и подорвала последние силы художника. Но главное, что отличало Уистлера — это преданность своей идеи и своему пути в живописи, он следовал им несмотря ни на какие обстоятельства и искренне верил — можно изменить мир к лучшему.


Картины, графика, фотография, малотиражные печатные издания, товары профессиональных крафтеров на сайте галереи artalebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!