ru
ru
Главная | Арт блог | Экстравагантный японский художник, рисовавший ню и кошек, чьи картины в начале XX века покорили любителей живописи во Франции.
Назад
Экстравагантный японский художник, рисовавший ню и кошек, чьи картины в начале XX века покорили любителей живописи во Франции.

Экстравагантный японский художник, рисовавший ню и кошек, чьи картины в начале XX века покорили любителей живописи во Франции.

Поделиться в соц сетях:

Цугухару Фудзита (1886–1968) — японский художник, прославившийся во Франции, экстравагантный оригинал, один вид которого удивлял старомодных французов — человек в огромных круглых роговых очках, с аккуратной чёлкой полумесяцем и с серьгами в ушах. Ему удавалось сочетать японскую эстетику с европейскими авангардными традициями в живописи, он писал картины в жанре портрета, ню и анималистики, а художественные критики называют его отцом современного аниме, по крайней мере, персонажи некоторых его картин очень напоминали по стилистике образы анимешных школьниц.

Девочка и кошка. Цугухару Фудзита

Фудзита твёрдо придерживался созданного образа «самурая-денди», напускал немало тумана в свою биографию и свои поступки и сейчас сложно разобраться, что было на самом деле, а что созданная им самим легенда. О жизни и творчестве этого художника с интересной и необычной судьбой мы и расскажем в этой статье.

Сам Фудзита родился в Токио и проходил из знатного рода. Отец — генерал и военный лекарь, а мама будущего художника умерла, когда маленькому Цугухару было лишь пять лет. Рисовать он начал в семилетнем возрасте и подавал большие надежды в этом деле. Когда Цугухару исполнилось 14 лет, его рисунок выставили на всемирной выставке 1900 года в Париже. Сам юный художник был большим поклонником европейского искусства, ему хотелось побывать во Франции, в Париже, который считался главным городом для любителей живописи — тогда в нём творили великие Пикассо, Дега, Морис Утрилло, Клод Моне, Тулуз-Лотрек и другие выдающиеся художники. У кого, как не у них учиться мастерству и где, как не в Париже сказать своё слово в искусстве. Но отец и его близкий друг — японский писатель Мори Огай, посоветовали получить образование в Японии.

В 1904 году он поступил в Токийский университет искусств, и одновременно с занятиями в университете учил французский язык и ходил в католическую церковь. Преподаватели уже тогда отмечали его некоторую склонность к эпатажу, необычному стилю в одежде, стремление выделиться среди других студентов. В Японии это не очень-то поощрялось, есть даже известная японская поговорка: «торчащий гвоздь забивают первым». Но стиль ношения одежды и всевозможных аксессуаров у Цугухару был элегантным, эпатаж лишь подчёркивал имидж, который себе избрал художник и не мешал учёбе.

Цугухару много путешествовал по Китаю и Маньчжурии во время каникул, местная природа настолько запала ему в душу, что он стал рисовать преимущественно пейзажи и стал известен в Японии как неплохой пейзажист. Институт он окончил в 1910 году, и вскоре пошли официальные заказы на написание портретов различных японских сановников и даже бывшего императора Кореи, находящимся в изгнании.

Но Цугухару мечтал о Париже, в Японии ему было скучно, а потому в 1913 году уже в статусе состоявшегося художника он поехал в столицу Франции.

Фудзита поселился в квартале Монпарнас, где жили всевозможные парижские писатели, поэты и художники, и где, по выражению жителей Парижа в то время: «шагу нельзя было ступить, чтобы не споткнуться о спящего пьяного представителя богемы».

Монпарнас кисти Фудзиты

На деле, разумеется, всё было не так и ему пришлось немало постараться, прежде чем он стал своим в той творческой среде. Хотя существует легенда, что экстравагантный японец в первый же день пребывания во Франции так очаровал в монпарнасском кабачке самого Пикассо, что поехал вместе с ним в его мастерскую, учиться художествам у великого испанского живописца.

Но то только легенда, на деле Фудзита сумел познакомиться с Пикассо лишь спустя полгода пребывания в Париже. Японскому художнику приходилось подрабатывать натурщиком, чтобы хоть как-то заработать на жизнь, поскольку деньги из Японии кончились, а картины его не больно-то раскупались из-за запредельной конкуренции. Он позировал вместе с другим японцем Риохиро Кавашимой мексиканскому художнику Диего Ривере. Тут вбегает ещё один представитель творческой богемы и кричит: «Пикассо приглашает всех художников и натурщиков в свою мастерскую», и компания, бросив все свои дела, отправилась к великому художнику, забыв даже переодеться и немало шокировав добропорядочных горожан — не каждый день увидишь в Париже чистокровных японцев в древнегреческих туниках и плетённых сандалиях.

Цугухару Фудзита и Риихиро Кавашима и их двойной портрет Диего Риверы в стиле кубизм.

Фудзита свою склонность к эпатажу во Франции развил до необычайного уровня, все его знакомые и друзья стали называть его не иначе как Фу-Фу, то есть сумасшедший. Он носил кимоно, всевозможные бусы и серьги, набедренные повязки, в общем, отдавал предпочтение традиционному японскому костюму, хотя сами японцы у себя на родине все больше носили обычную европейскую одежду. Ну а дополняло всё это стрижка полумесяцем и круглые очки. К слову, в Японии очки в то время считались признаком большой учёности, отличительным знаком представителей творческой интеллигенции.

Цугухару Фудзита за швейной машинкой

Впрочем, было ещё одно имя, которым парижские друзья Цугухару называли японского художника — Леонар. Самому Цугухару оно очень нравилось, напоминало о Леонардо да Винчи, потому впоследствии, когда он окончательно поселился во Франции, взял французское гражданство и принял католическое крещение, взял его себе.

Фудзита рисовал картины, объединяющие в себе восточную и западную школу живописи, его творчество стало своеобразным перекидным мостиком между разными культурами и художественными подходами, а потому его значение сложно переоценить.

Фудзита добавлял в краски толчёные раковины устриц

Он тщательно прорисовывал мелкие детали — в то время, когда уже набрало силу художественное течение импрессионистов и авангардистов так делали немногие, широко применял светлый колорит на картинах с переливающимися молочными оттенками. Говорят, он добавлял раковины устрицы в краски, чтобы придать жемчужные тона к своим работам.

Фудзита мог использовать различные художественные техники, применял для написания картин акварель, графитный карандаш, тушь и краски. Правда, поначалу он очень боялся, что его работы беззастенчиво копируют, но много ли было японских художников, рисующих во Франции и впитавших в себя две культуры — восточную и западную? Кроме Цугухару, никто не мог рисовать подобные картины.

Постепенно его творчество стало по-настоящему востребованным — в 1920 годы имя талантливого японца гремело в Париже. С Францией он и связал всю свою бурную жизнь — Фуджита много путешествовал, добрался даже до Бразилии, и всюду брал что-то для себя интересное, пять раз женился, имел множество любовниц.

В годы Второй мировой войны он исполнил свой долг гражданина и отправился в Японию, где служил военным художником. В начале 50-х вернулся в Париж и вновь продолжил рисовать, только на сей раз на религиозные темы. Возможно, пребывание на войне так подействовало на художника, он стал писать фрески и расписал часовню во французском городе Реймсе, впоследствии неофициально названную в его честь «часовней Фудзито». Умер в 1968 году, оставив после себя множество картин, некоторые из которых были проданы за миллионы долларов, как, например, «День Рождения».

Картина Фудзиты «День рождения», продана по рекордной цене 7 млн евро

Ну а главное — он сумел объединить в своём творчестве восток и запад, стал первым японским художником, добившимся успеха в Европе, а европейцы, во многом через творчество Футзито, открыли такую удивительную страну, как Япония.


Для любителей направления анималистики на artalebrio.com вы найдете интереснейшие картины современных авторов. Покупайте искусство напрямую у художника.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal, OK

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!