Жан Дезире Гюстав Курбе (1819–1877) — французский художник, основатель и ведущий представитель реализма. Пришёлся ко двору республиканцам и во время Парижской коммуны был назначен на высокую должность комиссара по искусству. Однако против него выдвинули обвинение в том, что по его указу снесли Вандомскую колонну — один из знаменитых памятников Парижа, впоследствии восстановленный и Курбе от греха подальше переехал в Швейцарию.
Курбе был новатором в живописи, в чём-то его творчество схоже с работами наших передвижников Ильи Репина и Василия Перова — желание писать не возвышенно романтические картины, которые хорошо смотрелись лишь в гостиных аристократов — основных покупателей в то время, а неприглядную правду жизни, жанровые сцены, показывающие быт простых людей.
Дробильщики камней
Курбе часто использовал и сатирические мотивы в своих картинах, а ещё писал полотна в стиле НЮ, часто достаточно откровенные, например, «Происхождение мира». При этом там за основу был взят натурализм и естественность, персонажи его картин — обычные женщины, иногда с далеко не идеальной фигурой, как на полотне «Купальщицы». О жизни и творчестве «отца реализма» Гюстава Курбе мы и поговорим в этой статье.
Родился Курбе в небольшой деревне неподалёку от швейцарской границы. Отец был обеспеченным землевладельцем, потому и его сын мог не работать в поле, а учиться различным наукам. Правда, большой тяги к ним юный Жан не испытывал, зато рисовать очень любил. В 12 лет он брал уроки живописи у местного художника, но когда ему исполнилось 18, отец настоял, чтобы тот пошёл учиться на юриста — получать престижную и уважаемую в обществе профессию. Как бы Жану ни хотелось этого, отцу он перечить не смел, но в Королевском колледже больше увлекался уроками живописи, нежели юриспруденции. Через два года, махнув на всё рукой, отправился покорять Париж. Тогда он напоминал молодого д’Артаньяна — был готов бросить вызов всему миру, но вместо шпаги пользовался кистью.
Автопортрет (Отчаявшийся мужчина)
Курбе охотно распространял слухи, что он был самоучкой как Леонардо да Винчи или наш пейзажист Архип Куинджи. Но это не совсем так — Жан учился у одного малоизвестного художника, а заодно переписывал и изучал картины Караваджо и Рембрандта. А вот творчество современников Курбе не жаловал, за исключением Эжена Делакруа.
А ещё он хотел добиться признания — вполне естественно для молодого человека и начинающего художника, потому и постоянно слал заявки на Парижский салон, выставление картин на котором практически единственный способ как-то заявить о себе. Но заявки отклонялись, хотя Курбе искал наиболее выгодные темы картин, менял технику в угоду публике и членов жюри этого салона. Лишь в 1844 году его картина «Автопортрет с чёрной собакой» была выставлена и добилась сдержанного интереса со стороны критиков и публики.
Автопортрет с чёрной собакой
А в 1848 году во Франции произошла революция. Несмотря на то что Курбе по происхождению был феодалом и жизнь в Париже ему оплачивал богатый отец, революцию Курбе принял с восторгом. Его дед был республиканцем, а главное — так было проще добиться успеха. Отбор на Парижский салон стал более демократичным и Курбе представил там аж 10 картин. Одну из них купило правительство.
Послеобеденный отдых в Орнане
За неё он заодно был удостоен золотой медали, о Курбе заговорили, и Жан наконец-то добился известности, о которой давно мечтал.
Однако огромную картину 1850 года, размером 315 × 668 см «Похороны в Орнане» критики встретили с недовольством.
Похороны в Орнане
«Как можно было на таком громадном полотне, достойном эпических сюжетов, изобразить убогие похороны в небольшой деревушке? Где перспектива, композиция, почему персонажи просто стоят в ряд?» — восклицали они. Картина слишком отличалась от стандартных полотен в духе романтизма, там не было напыщенных и театральных поз, это просто зарисовка из жизни, выполненная реалистично, так как писать было не принято.
А потом Курбе представил картину «Купальщицы», которую вновь нещадно критиковали.
Купальщицы
У крестьянки — о ужас! — грязные ноги, а её фигура совсем не соответствует даже рубенсовским стандартам красоты. И вообще, обнажёнными нужно писать богинь и наяд, а не каких-то вульгарных крестьянок. Это всё слишком реалистично и далеко от настоящего искусства.
Не нравился парижанам и сам Курбе. Он напоминал им неотёсанного, здорового, деревенского мужлана, который ни в чём не знает меры. Курбе действительно пил больше всех, его аппетиту можно было только позавидовать, а за женщинами ухлёстывал не хуже, чем Франциско Гойя или Густав Климт.
Однако были у его творчества и свои поклонники. Один из них — богатый меценат и коллекционер картин Альфред Брюйя заплатил газетчикам за несколько хвалебных отзывов на картины Курбе, а потом приобрёл все десять полотен, которые художник безуспешно попытался выставить на Парижском салоне. Вскоре Альфред организовал павильон, где выставлялись только работы этого художника, но публика туда шла не очень охотно.
В 1857 году Курбе представил работу «Девушки отдыхающие на берегу Сены», которая вновь не угодила критикам, возможно потому, что девушки были в теле, лежали в свободных позах, и совершенно не походили на небесных созданий.
Девушки отдыхающие на берегу Сены
Но Курбе так устал от критики и непонимания, что перебрался в Германию. Потом вернулся, организовал свою школу и говорил ученикам: «Пишите так, как считаете нужным, не копируйте манеру никого — ни Рафаэля Санти, ни мою. Лишь поиск своего стиля в живописи имеет значение и истинный художник должен постараться найти его».
Во Франции после Парижской коммуны, Курбе был счастлив. Он был революционером по натуре и надеялся на понимание со стороны новой власти. Оно не заставило себя долго ждать — вскоре его назначили комиссаром по искусству. Когда некоторые горячие головы предложили разрушить Вандомскую колонну, Курбе не мог, да и не хотел идти против их воли. Однако Парижская коммуна просуществовала недолго, а после её краха Курбе угодил в тюрьму — ему припомнили участие в сносе Вандомской колонны.
Женщина с попугаем
Наконец, его освободили, но с условием — восстановление памятника он должен оплатить из своего кармана. Это было очень трудно даже для сына богатого феодала. Каждый год Курбе выплачивал 10 тыс. франков, всё принадлежащее ему имущество и картины были отобраны.
Жан уехал в свою родную деревню, скромно жил там, а потом перебрался в Швейцарию. На жизнь и выплату долга зарабатывал написанием натюрмортов и пейзажей — чисто ремесленная работа, без какого-либо желания принести что-то новое в живопись. Умер по вполне прозаической причине — от цирроза печени, сказалось неумеренное употребление алкоголя, а на могиле завещал написать: «он был лишь сторонником свободы и не принадлежал ни к чему другому — ни художественному объединению, ни церкви, ни политическому устройству».
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи