Джеймс Эббот Макнил Уистлер (1834–1903) — американский художник, писавший в стиле тонализма, который искусствоведы считают близким к импрессионизму. Он участвовал в знаменитом Салоне отверженных 1863 года, был награждён Орденом Почётного легиона, и создал любопытный трактат «Искусство создавать себе врагов». Наверняка он знал, о чём писал — врагов у Уистлера было немало.
Его творчество было достаточно новаторским для своего времени, а потому и нравилось далеко не всем. Уистлер, хоть и писал картины, отчасти схожие с работами импрессионистов, всё же не полностью был во всём согласен с ними, например, он почти никогда не работал на пленэре, предпочитая писать в своей студии, и говорил, что писать с натуры стоит дома.
Картины Уистлер писал в достаточно необычных цветах, они были очень прозрачными, как будто написаны акварелью, и ещё имели музыкальные названия. Ноктюрн, симфония, импровизация — обычные слова, которые он использовал, когда требовалось их как-то назвать. О жизни творчестве Джеймса Уистлера мы и поговорим в этой статье.
Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника
Официально считается, что Уистлер родился в 1834 году в Лоуэлле, но сам художник говорил, что настоящая дата его рождения, когда он начал себя осознавать как личность и как художника, на 10 лет позже — именно тогда он приплыл в Россию, где работал его отец, занимающийся в Петербурге проектированием железной дороги.
В Петербурге он стал учиться у художника Александра Корицкого — в то время тот был студентом Академии художеств, а отец Джеймса считался его начальником. Впрочем, Корицкому любознательный и способный мальчик приглянулся и он стал для него отличным воспитателем — ходил вместе с ним по музеям, знакомил с местной архитектурой. К Уистлерам часто заглядывал и знаменитый русский художник Карл Брюллов, так-то Джеймсу было с кого брать пример и у кого учиться.
В 12 лет Джеймса приняли в Академию художеств за казённый счёт и сразу на второй курс. Но в России произошла вспышка эпидемии холеры, которая наверняка добралась бы и до Петербурга. Потому Уистлер-старший и решил вопрос радикально — отправил мальчика обратно в Америку.
Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета
Уистлер стал учиться в военной академии Вест-Пойнт и занятия ему представлялись очень скучными. Однажды преподаватель велел создать чертёж моста, и Джеймс разошёлся не на шутку. Он написал речку, зелёный луг, величественный каменный мост и двух детей на нём. Учителю это очень не понравилось. «Уберите детей с моста» — велел он. Джеймс послушался и написал на лужке две небольшие могилы.
Этот случай показателен для характера художника. Он не хотел всё делать по правилам, ему хотелось творить, а не следовать заведённым догматам. Когда Джеймса отчислили из академии в Вест-Пойнте тот, будучи уже совершеннолетним, подался в Париж — город художников. Там творили импрессионисты Эдгар Дега, Клод Моне и Огюст Ренуар, есть где развернуться молодому живописцу. Уистлер жил на широкую ногу, благо денег у его отца было немало и тот хорошо обеспечивал сына, учился у известного художника Шарля Глейра и с удовольствием покупал японские веера и ширмы — тогда он всерьёз увлёкся культурой этой страны.
Но постепенно отец стал меньше давать денег, копии картин Рембрандта и Веласкеса, которые Уистлер делал на заказ, больших доходов не приносили. Ему приходилось нуждаться в деньгах, но одновременно росло мастерство — его первое большое полотно «У рояля» купил сам коллекционер и покровитель художников — по сути дела, французский Павел Третьяков Гюстав Курбе.
У рояля
А в 1862 году Уистлер переезжает в Англию и, возможно, это было неправильным решением. Он всегда предпочитал достаточно экстравагантный стиль в одежде, из кармана его пиджака мог торчать розовый платок, который носили только дамы, а вместо трости художник брал с собой жёлтый зонт.
Портрет Джеймса Эббота Макнейла Уистлера
Этот стиль одежды очень нервировал консервативных и чопорных англичан. Но одежда ещё полбеды — англичанам не нравились и его картины. Потому Уистлеру пришлось жить на два города — Лондон и Париж — в Париже он выставлялся, например, на знаменитом Салоне отверженных. Там он представил картину «Симфония в белом № 1. Девушка в белом», которая вызвала волну критики, в основном из-за нестандартного сочетания цветов — как можно было изобразить девушку в белом платье на белом фоне, всё сливается.
Симфония в белом № 1. Девушка в белом. Портрет Джоанны Хиффернан
Но Уистлер больше всего в своих полотнах ценил настроение и пытался его передать нестандартным сочетанием цветов. Потому его картины такие светлые и прозрачные, но подобный подход современников совершенно не устраивал, они казались чересчур экстравагантными и необычными.
В Уистлере критиков раздражало всё — сочетание цветов на его картинах, их музыкальные названия, стиль одежды, любовь к японской культуре. Когда он спустя 10 лет с превеликим трудом сумел организовать собственную выставку, но картины, выставленные там, никто не купил, и Уистлер потерпел немалые убытки.
Гармония синего и серебристого: Трувиль
Впрочем, нелюбовь к реализму у Уистлера имела вполне личные обоснования. Однажды его невеста стала позировать для реалиста Гюстава Курбе и всерьёз увлеклась этим художником. Даже дружба с Уистлером не помешали Курбе завязать с ней отношения, потому Джеймс и говорил, что реализм неотрывен от слова проклятый.
Симфония в белом № 2. Девушка в белом
Признание всё же пришло, но уже слишком поздно. Уистлер был морально и физически измотан — постоянная критика и нехватка денег всё же дали о себе знать. В 1903 году он тяжело заболел, но продолжал готовиться к выставке своих картин. Её он подготавливал тщательно и практически всё делал сам, в своём стиле — экстравагантном и вызывающем. Начинал с изготовления рам для картин, потом сочинял сценарий и речи, которые надлежит сказать при открытии, разработал униформу для сотрудников выставки — обычно жёлтую. Даже посетители должны были носить жёлтые галстуки-бабочки, во время просмотра. Редко кто отказывался — люди уже привыкли к чудачествам Уистлера и рассматривали их как часть художественного перформанса, в котором они тоже принимают участие.
Сады Кремона, № 2
Подготовка и подорвала последние силы художника. Но главное, что отличало Уистлера — это преданность своей идеи и своему пути в живописи, он следовал им несмотря ни на какие обстоятельства и искренне верил — можно изменить мир к лучшему.
Картины, графика, фотография, малотиражные печатные издания, товары профессиональных крафтеров на сайте галереи artalebrio.com
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
By confirming your order you unconditionally accept these General Conditions of Sale