ru
ru
Главная | Арт журнал | «Я ничего не смыслю в высоком искусстве, я работаю в порнографическом жанре». Гениальный дилетант Пьер Ренуар и его удивительные картины.
Назад
«Я ничего не смыслю в высоком искусстве, я работаю в порнографическом жанре». Гениальный дилетант Пьер Ренуар и его удивительные картины.

«Я ничего не смыслю в высоком искусстве, я работаю в порнографическом жанре». Гениальный дилетант Пьер Ренуар и его удивительные картины.

Поделиться в соц сетях:

Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) — французский художник-импрессионист, которого в отличие от Мориса Утрилло или Уильяма Тёрнера интересовали не улицы родного Парижа и не всевозможные стихии, а люди: женщины, дети, мужчины, известные или неизвестные — для Ренуара это было не важно, главное — чтобы через их портреты можно было реализовать все особенности импрессионизма. Ренуара интересовало, как солнечный свет падает на детский локон, как блестит на солнце обнажённая женская ножка, как электрический свет от первых фонарей преображает всех танцующих на балу.

Бал в Мулен де ла Галетт

Как и для всех импрессионистов для Ренуара важно было ухватить момент, показать сиюминутность и скоротечность жизни, её эмоции и отношение художника к происходящему. Потому Ренуар сделал быстрый набросок, чтобы точнее передать всё увиденное им, но писал или масштабные полотна, на которых были изображены множество людей, как на картине «Бал в Мулен де ла Галетт» или достаточно камерные портреты, в которых помимо чисто импрессионистских задач сосредотачивался на внутреннем мире человека.

Портрет Жанны Самари

Как и Пабло Пикассо Ренуар в поисках своего художественного стиля несколько раз менял манеру написания картин — то тщательно прописывал в духе академизма всех изображённых на ней людей, то, наоборот, давал волю цвету, создавал картины, где он доминировал над всем, чем-то напоминая творчество фовистов, в частности, Анри Матисса.

Зонтики

Однако сам Ренуар терпеть не мог высоколобых критиков с их заумными разговорами о задачах современного искусства. Как-то к нему подошёл один известный искусствовед и завёл узкоспециализированную беседу. Но на все его расспросы Ренуар отвечал: «извините, я ничего не смыслю в высоком искусстве, я работаю в порнографическом жанре». Однажды в 1877 году во время показа картин в очередной галерее одну его картину решили вопреки воле художника назвать «Размышление».

Размышление

Ренуар был очень недоволен: «мои натурщицы не размышляют». О гениальном дилетанте Ренуаре и его удивительных картинах мы и поговорим в этой статье.

Родился Ренуар в семье портного и одним из самых ярких воспоминаний детства для него были рисунки портновским мелом на полу. Отец был недоволен, обнаружив очередную пропажу, но маленький Пьер был упрям и даже периодические порки страсть к рисованию не ослабевали. На протяжении всей свой жизни Ренуар делал в основном только то, что приносило ему радость, невзирая ни на карьеру, ни на дальнейшие перспективы в жизни, а рисование было для него главной радостью.

Пьер Ренуар. Автопортрет.

А ещё Пьер Ренуар в детстве отлично умел петь. Его обучал известный в дальнейшем композитор Гуго, работавший в то время регентом церковного хора и просил родителей отдать Пьера в церковный хор, пророча тому карьеру оперного певца. Но когда выяснилось, что Пьер ещё может быть замечательно расписывать фарфор, то устроился в мастерскую по изготовлению фарфоровых изделий. И работал так сноровисто, что уже в 13 лет зарабатывал как взрослый и спустя пару лет накопил денег для покупки нового дома для своих родителей. В 17 Ренуар с такой же скоростью и мастерством расписывал интерьеры кафе, которые привлекали посетителей куда больше, нежели подававшая там еда. Заработав достаточно денег, решил поступить в художественную школу Глейра, благо теперь он мог оплатить обучение. Но закончив обучение, и потратив почти все накопленные деньги во время весёлой студенческой молодости, с удивлением выяснил, что его картины раскупаются куда менее охотно, нежели расписные фарфоровые тарелки.

Ренуар не производил при первой встрече особенно благоприятного впечатления — робкий, эмоциональный, невысокий, чем-то напоминающий девушку паренёк. Но стоило познакомиться с ним поближе, так в него неизбежно влюблялись все представительницы прекрасного пола. Ренуар отвечал им взаимностью, он больше всего на свете любил и уважал женщин, по его словам: «с ними всё просто, и они прекрасно понимают, что стирка и готовка не менее важна, чем высокая политика».

Две сестры.

Но по-настоящему влюбился он уже в 40 лет. До этого ему пришлось пережить многое — нищету и непонимание, смерть на войне одного из лучших друзей — художника Фредерика Базиля, и сотни километров совместных путешествий в поисках лучшей природной натуры с другим другом — художником-импрессионистом Клодом Моне.

Его возлюбленная Алин Шариго была на 20 лет младше, но художнику казалось, что они знакомы всю жизнь. Несмотря на молодость, она была девушкой очень разумной и практичной — возможно потому, что родилась крестьянской семье и с детства понимала цену деньгам. Но она ещё знала, что Ренуар рождён, чтобы творить и писать картины, а ей нужно просто обеспечить наилучшие условия для этого ради него и своего счастья. Даже когда родился их первый ребёнок, Алин попросила мужу устроить отдельную мастерскую, лишь бы плачь ребёнка не отвлекал его от работы, а впервые в совместной жизни с Пьером она заплакала, когда специально поехала в Ниццу, чтобы купить для тяжело страдающего от ревматизма художника инвалидную коляску.

На террасе

В творчестве Ренуар придерживался ремесленных подходов и был очень экономным художником. Не мог, как Уильям Тёрнер взять и выдавить на холст все краски, а потом творить, убирая всё лишнее. Каждый флакон краски он берёг, помня, сколько они стоят, и какой труд стоит за их приготовлением. Покупал только самые дешёвые и грубые холсты, которые обрезал, лишь когда картина была почти полностью готова.

В своей художественной мастерской поддерживал идеальный порядок, всё у него было на своих местах. Работа ремесленником явно отложила свой отпечаток на подход к творчеству. Он экономил, когда был нищим художником и когда стал зарабатывать огромные деньги.

Завтрак гребцов.

Под конец жизни, будучи уже тяжелобольным и полупарализованным писал вначале левой рукой, потом просил привязывать кисть к правой. И всё это нисколько не мешало ему наносить удивительно точные мазки и писать новые шедевры.

Девушки за фортепиано.

Известность Ренуар добился лишь на 49 году жизни, когда его картина «Девушки за фортепьяно» была представлена на суд зрителей на персональной выставке. А в конце 1900-х его работы выставлялись в лучших музеях мира, а в дом, где жил и творил художник, приезжали десятки совершенно ему незнакомых людей, самых разных, богатых и бедных, молодых и пожилых, все, кому было близко и понятно его творчество, чтобы просто посидеть и посмотреть, как творит великий дилетант так не любящий заумных художественных критиков и высокопарные разговоры об искусстве. И лишь перед самой смертью Ренуар попросил краски, холст и цветы-анемоны, заявив: «я наконец-то начинаю понимать, как нужно правильно писать картины».


Большой выбор живописи в направлении импрессионизм, натюрморт вы можете найти на сайте галереи artalebrio.com. Картины, фотография, графика, предметы декора, а так же товары от handmade мастеров на арт ярмарке "АРТ и точка" 19-20 ноября в ARTPLAY

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, Youtube, FB, ig

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!