Василий Суриков — русский художник, мастер создания картин на исторические темы, по которым его в основном и знают. Друзья называли Сурикова композитором — он умел великолепно продумывать общую композицию картины, применял различные интересные приёмы, как, например, в картине «Утро стрелецкой казни» сумел показать все последние минуты жизни стрельцов — от прибытия на казнь до прощания с родственниками, всем народом, белым светом, и последнего пути на эшафот. Филигранная работа, неудивительно, что эта картина признана выдающимся произведением искусства.
Утро стрелецкой казни
В этой же статье мы поговорим о двух его других картинах на историческую тему, а заодно выясним, почему русские царицы XVI–XVII веков не могли выйти замуж и какие ошибки допустил Суриков в своей исторической картине «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».
Картину «Посещение царевной женского монастыря» Суриков написал в 1912 году. На первый взгляд картина очень спокойная, даже скучноватая — красивая, молодая царица в своём богатом одеянии посетила монастырь, идёт по красной дорожке перед склонившимися перед ней монахинями.
Посещение царевной женского монастыря
И контраст между ними поразительный — постные лица монахинь, их чёрные одежды, и величественная, и готовая радоваться жизни царица, для которой посещение этого монастыря пока лишь несколько обременительная обязанность. Она словно бы из другого мира, где другие забыты и радости. Но если присмотреться внимательнее, видно, что лицо царицы несколько напряжённо, она грустит, и дело не только в общей строгости обстановки и необходимости соблюдать все положенные ей обязанности и приличия, всё гораздо глубже.
Посещение царевной женского монастыря. фрагмент.
Образ на картине собирательный, это все дочери русский царей XVI–XVII веков. Для них важно было выйти замуж, как, впрочем, и для всех девушек того времени. Но если простолюдинка или даже девушка аристократического рода относительно легко могла себе найти подходящего по статусу жениха — вернее, этим делом занимались родители и сваха, не особенно спрашивая на то мнение самой будущей невесты, то с царскими дочерьми было сложнее. Замуж можно было выйти только за представителя королевских кровей, наследного принца.
Казалось бы, всё просто — сколько их в Европе, выбирай любого в соответствии с дипломатическими интересами государства, и если повезёт, то и с учётом мнения самой девушки. Но проблема была в том, что невесте нельзя было менять веру. А много ли имелось православных принцев в Европе? Византия к тому времени уже пала, а другие европейские принцы и короли ни при каких условиях не были согласны на то, чтобы их невеста осталась православной. И это всё, тупик, безвыходное положение, вызванное строгостью и непродуманностью законов.
А дальше всё зависело от самой царевны. Если сидела тише воды ниже травы в своём тереме, не вмешивалась в государственные дела, то можно было просидеть в нём до зрелого возраста. Но если царевна оказывалась жертвой политических интриг, на неё сделали бы ставку какие-нибудь заговорщики, то судьба её ещё печальнее — монастырь. И туда могли отправить ещё совсем юную девушку, которая вовсе не желала стать монахиней. То есть это, по сути дела, заточение в тюрьму — сложно поверить, что какая-нибудь царевна, привыкшая к совсем иной жизни, будет гореть желанием оказаться на положении монахини.
Василий Суриков. Голова монашенки. этюд.
Потому и на картине изображён красный ковёр — он символизирует жертву, испорченную жизнь в заточении. А особенно впечатляет контраст между монашками и самой царицы — Суриков на картине нарочно подчеркнул его, показав рядом её красивое царское одеяние и чёрные, траурные одежды монахинь. А ведь, возможно, придётся и царице сменить свою одежду на чёрное одеяние монахини и жить жизнью духовной, вот только как это сложно сделать для юной девушки, желающей любви и мирских удовольствий.
Кстати, моделью для образа царицы была внучка Сурикова Наталья Кончаловская — будущая мама знаменитых режиссёров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.
Эта картина была написана Суриковым в 1895 году. Художник задумал отобразить в ней ключевой момент Сибирского похода Ермака, когда его войска дали бой огромной армии хана Кучума.
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем
Работать над ним Суриков начал ещё в 1891, поехал в Сибирь, где с натуры писал образы эвенков и остяков. Потом работал над образами казаков, и для этого ему пришлось отправиться на Дон, где жили казаки, чтобы передать их максимально реалистично и убедительно. Была ещё работа над образами татар в Минусинском крае, и вот удача - там, на золотых приисках, он нашёл и прототипа Ермака. Впрочем, окончательно Суриков доработал образ Ермака с батарейца Арсения Агаркова. В общем, работа была проделана основательная, и тем более удивительно, что на той картине было немало исторических неточностей. Главная нестыковка — оружие у казаков кремнёвое, которое изобрели намного позже.
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. фрагмент.
На самом деле тогда оно было фитильным, и стрелять из него хорошо, если между стрелком и противником имеется большое расстояние. Нужно было засыпать порох в дуло, вставить пулю, то есть на каждый выстрел даже у самого расторопного стрелка уходило две минуты. И, разумеется, в ближнем бою оно было бесполезно, бились штыками. А у воинов Кучума имелись луки и стрелы, и владели они ими в совершенстве.
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. фрагмент.
На таком расстоянии, что на картине они бы просто расстреляли всех казаков, понеся минимальные потери и битва была выиграна за явным преимуществом. На самом деле остяки и вогулы просто очень испугались выстрелов казаков, поддались паники и разбежались. А вот если им удавалось напасть внезапно, то шансов у казаков было мало, и именно в результате внезапной атаки и погиб Ермак Тимофеевич.
Но почему же Суриков при такой тщательной подготовке допустил подобные оплошности? Возможно, это было специально задумано художником — именно так он мог лучше передать дух времени, точнее изобразить как казаков, так и сибиряков, показать разницу между ними, лучше раскрыть образы героев. Это творческий взгляд Сурикова на это сражение, и именно такая композиция лучше всего отображает его. Художник — не документалист, ему не всегда нужно предельно достоверно отражать исторические события, важнее убедительность образов и общая композиция картины. А вот с этим у Сурикова всё в полном порядке.
Современная живопись, графика, фотография, изделия ручной работы на сайте галереи artAlebrio.com
Мы в соц. сетях
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи