Василий Суриков (1848—1916) год — русский художник, специализирующийся на исторической живописи, тонкий колорист, умеющий правильным подбором цветов, придать нужное настроение картине. А ещё он идеально выстраивал композицию на своих полотнах, не случайно получил в кругу своих друзей прозвище «композитор». Картина «Утро стрелецкой казни» написанная в 1881 году и впервые показанная на выставке Передвижников впечатлила всех зрителей, была безоговорочно признана шедевром. Хотя и всевозможных неточностей в ней хватало. О них, и о том, как Суриков писал эту картину мы и поговорим в статье.
Утро стрелецкой казни
Если присмотреться к стенам Кремля, то можно увидеть, что они не привычно красные, а светло-серые. И в этом как раз и есть историческая правда — за 18 лет до казни стрельцов, которая была в 1698 году, их впервые побелили и побелку обновляли регулярно. То есть Суриков был достаточно дотошным художником, точно соблюдающим все тонкости. Однако не будь Собора Василия Блаженного, место действия определялось бы с трудом — как-то совсем необычно выглядят белые стены Кремля.
Возможно, Суриков оставил стены белыми, чтобы показать давность времён, происходящих на картине, отделить площадь перед Кремлём того времени от привычных для художника и его современников конца XIX века. Кстати, полностью красный цвет стены приобрели лишь к 1940 году — побелка естественным путём сошла на нет, а вновь белить не стали. Красные стены, куда лучше олицетворяли идеологию Советской власти, да и стали уже привычными.
Что же касается событий, изображённых на картине, то Пётр 1 тогда велел казнить 1300 стрельцов и провести казнь в соответствии с нормами того времени на главной площади, при большом стечении народа, чтобы и другим неповадно было. Причина казни — заговор или так называемый Стрелецкий бунт 1698 года. Тогда четыре полка стрельцов, общим числом около 2 тыс. человек, воспользовавшись тем, что царь Пётр 1 уехал в Европу, забастовали против низкого жалования и засилья иностранных офицеров на службе, которые притесняли простых русских стрельцов. Стрельцы хотели посадить на трон царевну Софью, то есть бунт из простого недовольства жалованием и вышестоящим начальством приобрёл политический характер. А вот этого Пётр 1 простить уже не мог — он слишком боялся потерять власть, поэтому расправа над бунтовщиками была суровой — казнили свыше 1 тыс. человек.
Разумеется, не все были казнены на Красной площади, но драматичности события это не уменьшает. А ещё художник, желая сгустить краски, изменил кремлёвские башни.
Вообще, почти все кремлёвские башни нарядные и красивые, но в свете драматических событий на картине здорово выбивались из общего настроения. С Собором Василия Блаженного уже ничего нельзя было сделать, если бы Суриков его переписал в более мрачных тонах, это выглядело бы неестественно, а вот с башнями некоторую вольность художник себе мог позволить.
Там, где происходит казнь, то есть на лобном месте расположены две башни — Царская и Спасская.
Царская и Спаская башни Кремля.
Конечно, по современным фотографиям судить об их истинном виде в 1698 году сложно, но всё равно они очень нарядные и не подходили под замысел художника. Потому и ракурс на картине выбран таким, чтобы их не было видно. Кстати, так на самом деле — попробуйте встать на Красной площади неподалёку от бывшего лобного места лицом к Васильевскому спуску и Собору Василия Блаженного. Зато будут видны две другие башни — Константино-Еленинская и Набатная. Но и те башни нарядные. А вот Сенатская совсем иное дело, именно её и взял за основу Суриков, только ещё более приплющил. И главное — её повторил на картине, хотя в реальности все кремлёвские башни различаются.
Слева: Сенатская башня на картине В. Сурикова “Утро стрелецкой казни” (более приземистая, чем реальная башня). Справа: Фото Сенатской башни.
А ещё Суриков уменьшил Красную площадь на своей картине, сжал пространство. Разумеется, в художественных целях — так создаётся гнетущее ощущение тесноты, тупика, где свой жизненный путь заканчивают взбунтовавшиеся стрельцы.
На картине изображены 50 человек — редкое явление для жанровой живописи, обычно подобные скопление людей характерно для батальных полотен, но там проще, не нужно выписывать лица каждого человека. А тут стоит задача — сделать так, чтобы были видны лица всех нарисованных. Суриков придумал, не случайно он был мастером построения композиций.
Утро стрелецкой казни. Фрагмент.
Люди на картине расположены в несколько ярусов — на нижнем сидят жёны стрельцов, стоит маленькая девочка, наверняка дочь приговорённого — каково ей своими глазами увидеть казнь отца? Самые страшные вещи иногда выглядят вполне обыденно.
На среднем находятся стрельцы, сидящие на телегах и наконец, на верхнем — лобное место и зрители на крышах торговых рядов. Тогда они находились на Красной площади, а чтобы лучше рассмотреть все подробности казни мальчишки и молодые мужчины лезли туда, где лучше видно.
Кстати, лестница, по которой люди поднимались на лобное место, была расположена справа — это можно увидеть по картине Фёдора Алексеева, которую он написал в 1801 году.
Фёдор Алексеев. Красная площадь в Москве.
У Сурикова лестница с зрителями, смотрящим на картину, и на ней толпится народ. Он немного погрешил против истины, зато сумел написать лица большинства присутствующих на казни людей.
А ещё Суриков сумел в одной картине передать весь путь стрельцов перед смертью, то есть призвал в помощь четвёртое измерение — время. Приём новаторский и необычный, в русской живописи до этого почти не использовавшийся.
Утро стрелецкой казни. фрагмент
Если присмотреться к стрельцу, сидящего к зрителям спиной, в левом углу, то можно заметить начало скорбного пути стрельцов на эшафот. Его только что привезли и человек приходит в себя после дороги, озирается по сторонам там, где ему предстоит распрощаться с жизнью.
А вот другой стрелец, со свечкой в руке, с яростным и непреклонным взглядом — он уже смирился со своей судьбой и не боится царя, так смотреть на государя может только очень смелый или уже обретённый человек.
Понурый стрелец с густой чёрной бородой. Рядом с ним его жена, которая отчаянно хватает своего мужа за плечо — она наконец то осознала, что видит последние минуты его жизни. И это жест запоздалого отчаяния уже ничего не решает — царя не разжалобить.
Стрелец с двумя уже подросшими детьми, пытается им найти хоть какие-то слова утешения, но как сложно их выговорить в такой момент.
Центральная фигура картины — стрелец, возвышающийся над толпой. Он хочет сказать последние слова, попрощаться с близкими, народом и со всем белым светом.
И наконец справа — стрелец, сопровождаемый стражником к лобному месту. Все слова уже сказаны, с близкими человек попрощался — остался один путь.
Кстати, Суриков не стал писать повешенного стрельца — это отсоветовал ему великий живописец Илья Репин. Подробнее о том, кто были реальными прототипами бурлаков на Волге, вы можете прочитать в статье по ссылке.
В любом случае картина Сурикова — выдающиеся произведение искусства, и все имеющиеся неточности были не от невежества автора, а способствовали его художественному замыслу.
Купить картину выдающихся мастеров или начинающих авторов можно на сайте галере artalebrio.com
19-20 ноября ждем всех любителей прекрасного на арт ярмарке "АРТ и точка" в ARTPLAY.
Подписывай на нас в соц. сетях
автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи