ru
ru
Главная | Арт блог | Подделывал ассигнации, сидел в тюрьме, сотрудничал с нацистами и выступал голым перед публикой. Необычная жизнь художника Ивана Мясоедова.
Назад
Подделывал ассигнации, сидел в тюрьме, сотрудничал с нацистами и выступал голым перед публикой. Необычная жизнь художника Ивана Мясоедова.

Подделывал ассигнации, сидел в тюрьме, сотрудничал с нацистами и выступал голым перед публикой. Необычная жизнь художника Ивана Мясоедова.

Поделиться в соц сетях:

Иван Мясоедов (1881–1953) - совершенно не походил на обычного художника в представлении среднестатистического обывателя. Он был человеком необычайной физической силы — мог завязать узлом кочергу, не стеснялся выходить на публику обнажённым и не всегда был в ладах с законом. О жизни и творчестве Ивана, сына основателя общества передвижников Григория Мясоедова, мы и поговорим в этой статье.

Сам Григорий Мясоедов был человеком неуживчивым, едким, практически ни с кем не ладил, иногда, как и Верещагин, давал волю гневу, зачастую без особого на то повода, возможно, потому личная жизнь его сложилась не очень счастливо.

Илья Репин. Портрет Григория Мясоедова

Первый раз он женился совсем неудачно — не было в том браке ни счастья, ни детей. Во второй раз он взял в жёны Ксению Иванову, однако эти отношения больше напоминали чисто деловые — Ксения была скорее кухаркой, няней и экономкой. Неизвестно, насколько её вообще устраивало подобное положение дел, но, возможно, ей просто некуда было деваться или по характеру она была зависимым человеком, и нужен был именно такой деспотичный муж. Кстати, лицо у Григория Мясоедова было столь выразительное, что именно с него Репин написал свою знаменитую картину «Иван Грозный убивает своего сына».

Илья Репин. Иван Грозный убивает своего сына

Григорий Мясоедов был очень плохим отцом. Он почему-то сразу решил, что его единственный сын Иван не его родной ребёнок, и Ксения забеременела от другого мужчины. Потому и запретил ей относиться к нему как к собственному сыну, а вскоре отдал его на воспитание к своему приятелю Александру Киселёву. Супруги Киселёвы детей любили, у них, кстати, было семь собственных, возможно, потому и посчитали, что мальчику будет у них веселее. Вот только характер у Ивана был в отца — и чем дальше, тем больше он хулиганил. Однажды он на обеде высморкался в сюртук гостя — художника Николая Маковского и терпению Киселёвых пришёл конец. Они отдали Ивана обратно Мясоедову, и тот невзлюбил своего сына ещё сильнее.

Иван Мясоедов. Прощание с Павленками

Разумеется, это не могло не сказаться на характере мальчика. Особенно яростная нелюбовь отца стала для Ивана своеобразным мотиватором, выбором основных направлений его действий. Он всё делал наперекор своему отцу. Впрочем, до 15 лет Ивану пришлось учиться рисовать в частной школе, которую организовал его отец. Однако позже он с радостью поступил в Московское училище живописи, лишь бы уехать подальше от отца, а потом в Академию художеств. Всё, что нравилось Григорию Мясоедову, над чем он работал — изображение русских крестьян, пейзажей в стиле реализма, Иван отторгал. Зато он был неравнодушен к древнегреческим мифам, хотел показать на своих картинах эпический размах и древних героев. Возможно, просто потому, что подобное творчество противоречило самому духу передвижничества.

Аргонавты

А ещё Иван был очень сильным человеком и всерьёз увлекался «мускульным спортом». Когда учился в Академии художеств, он даже участвовал во всероссийских соревнованиях и занял там второе место.

Петров-Водкин, учившийся вместе в Иваном Мясоедовым впоследствии вспоминал: «он легко гнул кочергу, а лёгкие его были такие сильные, что Иван гасил свечу, находясь на расстоянии нескольких метров от неё".

В пансионерской поездке по Италии Иван был в цирке, а когда ведущий представления обратился к зрителям с просьбой повторить все увиденные им трюки местных силачей, то Мясоедов, нисколько не смущаясь, вышел на арену и исполнил его просьбу. Эффект был потрясающей, о русском силаче заговорили по всему Риму, ходили слухи, что он может убить быка ударом кулака, даже участвовал в конкурсе мужской красоты — прообразу современного бодибилдинга.

Иван Мясоедов в образе Диониса

Вернувшись домой, Мясоедов-младший начал выступать в цирках и кабаре, не в последнюю очередь, лишь для того, чтобы позлить своего отца. Он жонглировал гирями и настолько был уверен в своей красоте, то выходил на публику в короткой тунике, на манер античных героев, а то и вообще без неё, благо тогда к обнажённому мужскому телу относились куда лояльнее, нежели к женскому.

Ивану пришлось некоторое время жить вместе с отцом в своей усадьбе и он старался по мелочи досадить ему. Любил оставлять гири в самых неподходящих местах, знал, что Григорий их поднять и сдвинуть с места не в состоянии - возраст не тот, да и силой он не отличался.

Иван всерьёз увлёкся гравюрой и учился этому делу с немалым старанием. Впрочем, писал и обычные портреты, например, зарисовал своего отца, когда он умирал, стремясь показать достоверную предсмертную агонию. Действительно, любви между ними не было, осталась лишь ненависть. Впоследствии все картины отца он продал за копейки, лишь бы от них избавиться навсегда.

В жёны Мясоедов-младший взял танцовщицу Мальвине Верничи, наполовину русскую, наполовину итальянку — очень красивую, хотя и миниатюрную девушку.

Портрет Мальвины Верничи, жены художника.

Они стали жить в усадьбе отца, где впоследствии построили и свой дом. Однако денег у них не хватало. Картины Ивана никому не были нужны, в цирках имелась немалая конкуренция, да и платили там нерегулярно. Иногда не было возможности даже приобрести качественную еду.

Однако во время Гражданской войны он был на стороне белых и воевал в армии Деникина. Но не в самый лучший день его схватили красные и приговорили к расстрелу. Иван рассказывал, что они даже дали для устрашения залп поверх головы, но потом помиловали — может, вспомнили про его картины или выступления в цирке и решили, что такого творческого человека пускать в расход не совсем правильно. Его посадили в камеру, но не учли недюжинную физическую силу художника. Он просто ночью выломал решётку и скрылся. Потом нашёл свою жену и уехал за рубеж — сначала в Турцию, а потом в Германию.

Улица в Берлине

А в Германии Иван Мясоедов вдруг разбогател. Нищие эмигранты удивлялись: «Как ему удаётся столько зарабатывать?». Выяснилось, что Мясоедов ещё умеет мастерски рисовать денежные знаки, а когда этот криминальный талант выяснили, то посадили в тюрьму. Впрочем, ненадолго, учитывая тяжесть преступления — Мясоедов рисовал фрески в тюремной часовне, потому и заслужил досрочное освобождение.

Вначале он жил незаметно — разрисовывал афиши к фильмам, и старался не привлекать к себе внимания. Но потом вновь взялся за старое — кстати, увлечение гравюрой было не просто так, подделкой ассигнаций Мясоедов хотел зарабатывать ещё в России. В 1933 году 52-летнего Ивана вновь упекли за решётку.

Но Иван не был самим собой, если бы не договорился с гитлеровцами о сотрудничестве, потому его и выпустили лишь спустя год. Он понимал, во что может вылиться фашизм. Просто большевиков он не любил ещё больше, а фашистов считал меньшим злом.

Толпа демонов

Затем он переехал в Лихтенштейн, предварительно написав портрет Муссолини, который очень понравился итальянскому диктатору. Потому Ивана никто не трогал, и он спокойно жил в этой небольшой европейской стране. И именно в Лихтенштейне Мясоедов наконец занимался тем, чем и должен художник — писал картины, в том числе портреты Франца Иосифа II и пейзажи в стиле импрессионизма, а заодно расписывал фресками местный кинотеатр.

Портрет Франца Иосифа II

Но и сотрудничал с нацистами — создал очень качественные формы для печати британского фунта, чтобы основательно навредить экономике Британии.

Даже после Второй мировой войны Мясоедов пять лет спокойно жил в Лихтенштейне, его лишь посадили на пару месяцев в тюрьму, вспомнив незаконный въезд в эту страну и сотрудничество с нацистами. Однако у Мясоедова были могущественные покровители — дружба со всей Лихтенштейнской элитой, портреты которой он писал, дала свои плоды. Потому его так быстро освободили.

Под конец жизни Мясоедов от греха подальше решил переехать к своему приятелю Смысловскому в Аргентину, но уже тогда 71-летний художник заболел раком печени. И против него были бессильны и мускулы, и деньги и связи.

Он прожил совершенно удивительную и полную приключений жизнь, умел выходить сухим из воды в самых безнадёжных ситуациях — где-то помогали стальные мускулы, а где-то художественный талант и отсутствие щепетильности. Но в чём нельзя отказать Мясоедову — так это в умении жить полной жизнью и приспосабливаться к ней.


Онлайн маркетплейс современного искусства и рукоделия artalebrio.com представляет широкий выбор живописи, графики, фотографии, товары мастеров рукоделия (handmade). Покупай напрямую у автора себе в коллекцию или в подарок.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!