Пётр Кончаловский — русский и советский художник, на чьё творчество заметное влияние оказали картины французских импрессионистов, в частности Поля Сезанна. Впрочем, Кончаловский не был просто копипастом, он брал лучшее из мировой живописи и творчески переосмысливал в соответствии со своим видением и задачам соцреализма. Например, натюрморты Кончаловского — это во многом взгляд художника на фовизм и кубизм, а вот портреты — уже зачастую ирония над некоторыми неприглядными моментами советской действительности, но замаскированная так, чтобы цензоры и критики не нашли ничего предосудительного.
А. Н. Толстой в гостях у художника
Впрочем, Кончаловский всегда был честен в своих работах, если нужно было написать плотину, то она была именно такой, какой являлась на самом деле, а не величественное сооружение, восхваляющее трудовой подвиг советских людей.
Он вообще был достаточно необычным художником с точки зрения простого обывателя. Примерный семьянин, не замешанный ни в каких скандалах, бурных похождениях или необычной личной жизни как Михаил Ларионов, Франсиско Гойя или Густав Климт. Даже дома бывал часто и для своих детей был настоящим отцом, принимавшим активное участие в воспитании. Когда многие художники после революции эмигрировали, как Зинаида Серебрякова или Константин Коровин, то Кончаловский остался, а ведь по происхождению он был отнюдь не пролетарием.
Автопортрет с внучкой
Да и в советское время он отказался писать портрет Сталина, предложив «вождю народов», лично позировать для художника, на что тот, разумеется, был не согласен — времени на каждого живописца у Иосифа Виссарионовича не было, да и вообще, не по статусу, пусть художники пишут его портреты по фотографиям или уже ранее написанным работам, да ещё приукрасят — должен же быть образ величественный и запоминающийся, истинного главы огромной страны, а не усталого и далеко не очень крепкого человека, изнурённого бесконечным страхом потерять власть и поиском врагов народа, каким он был на самом деле.
Но даже этот отказ и смелое предложение никак не отразились на судьбе Кончаловского. Он продолжал писать картины, которые ему нравились — цветы, свою семью и внуков, натюрморты и цветущие яблони. Но при всём этом ухитрился получить Сталинскую премию. О том, как Кончаловскому всё это удалось и о самом парадоксальном советском художнике Петре Кончаловском мы и поговорим в этой статье.
Сирень в корзине
Пётр Петрович Кончаловский родом из интеллигентной семьи — его отец был дворянином, издателем и переводчиком. Когда Пётр вырос, то женился на дочке художника Василия Сурикова, у них было двое детей, дочка Наташа и сын Миша. Дочка, ставшая поэтессой, во второй раз вышла замуж за поэта Сергея Михалкова — того самого, кто сочинил слова к гимну Советского Союза, а для детей культовую поэму «Дядя Стёпа», ныне совершенно незаслуженно подзабытая. Их сыновья — известные кинорежиссёры Андрей Кончаловский и Никита Михалков. Так-то семейные традиции тут очень основательные.
Рисовать Пётр начал с малых лет, вначале была Харьковская рисовальная школа, потом по желанию отца он поступил в Московский университет, но вскоре его бросил — тяга к живописи оказалась сильнее. Благодаря отцу, Кончаловский был знаком со многими известными художниками: Левитаном, Репиным, Серовым, Васнецовым и другими. Те ему посоветовали съездить в Париж и он воочию ознакомился с работами импрессионистов. Вернувшись, он поступил в Академию художеств, но оказался очень разочарован тамошней манерой преподавания, более того, даже уничтожил все полотна, которые написал в то время. Заканчивал обучение уже в мастерской Павла Ковалевского.
Енисей
А потом была женитьба на дочке Сурикова Ольге, на свадьбе присутствовали многие ведущие художники, сам Михаил Врубель был шафером, а одним из пожеланий молодых являлось «служить искусству и не обращать внимание на условности семейной жизни».
Однако Пётр про семью не забывал и не ставил искусство выше семейных обязанностей. Он был отличным мужем и отцом, нянчился с маленькими Ольгой и Мишей, а когда они немного подросли начал их учить рисовать.
Жена же была главной моделью его полотен и художественным критиком. Каждую картину и эскиз Пётр представлял на суд жене и если те её не устраивала, то он их переделывал, а то и вообще уничтожал.
Луна
Вот только перед Кончаловским стояла нелёгкая задача — найти свой путь в живописи. Бессмысленно пытаться превзойти Репина или Перова, задающим невероятно высокую планку в жанре критического реализма, нужно искать что-то новое, но и уходить в авангард Кончаловскому не хотелось, реалистический стиль живописи был ему ближе. Он поехал в Европу, вновь посетил Париж, потому был в Италии и Испании. Ему очень понравилось творчество постимпрессионистов Сезанна и Ван Гога, в своих работах он использовал их творческие находки. Но как самобытный художник Кончаловский стал проявлять себя после посещения Испании — по мотивам воспоминаний от увиденного в этой стране он написал картину «Бой быков».
Бой быков
Как истинный дворянин Кончаловский не мог остаться в стороне во время Первой мировой войны. Он ушёл на фронт, воевал в той бессмысленной империалистической бойне, а письма из дома его морально поддерживали и не давали ожесточиться. У каждого человека должна быть отдушина в критических обстоятельствах — для Кончаловского ей стали письма родных, он их без конца перечитывал и уже помнил наизусть.
Мост через реку Вару
Демобилизовавшись, стал жить в Крыму, писал натюрморты, и настойчиво искал свой путь в искусстве. Потом была революция, которую Кончаловский встретил в холодной Москве. Дров не хватало, потому их квартира не отапливалась. Выручала чугунная печка — возле неё сидела вся семья, пытаясь хоть как-то согреться. Но даже в те тяжёлые времена Кончаловский и не думал уезжать — как можно бросить отечество на произвол судьбы, если все умные и талантливые уедут, то кто же останется?
Портрет Хулиты Перекаччо
И Кончаловский стал советским живописцем, но при этом не писал портреты вождей или плакаты, восхваляющие торжество коммунизма. Он предпочитал создавать портреты русских писателей-классиков и членов своей семьи, в том числе и внуков Андрея и Никиту, а также всевозможные пейзажи. Хотя тут ему помогло заступничество Луначарского — тот говорил всем критикам и недоброжелателям: «Пусть Кончаловский воспевает поэзию наших будней».
Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда
Умер Кончаловский в 1956 году и в конце жизни старался успеть как можно больше, работал каждый день и помногу, создавая натюрморты, пейзажи и портреты, словно торопился прожить с пользой последние годы своей жизни.
Уникальная живопись современных художников, предметы интерьера, фотография доступна для заказа на сайте маркетплейса artAlebrio.com
Мы в соц. сетях
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи