ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Почему Василий Верещагин трижды участвовал в военных компаниях, но в своих картинах всячески осуждал их?
Назад
​Почему Василий Верещагин трижды участвовал в военных компаниях, но в своих картинах всячески осуждал их?

​Почему Василий Верещагин трижды участвовал в военных компаниях, но в своих картинах всячески осуждал их?

Поделиться в соц сетях:

Василий Верещагин (1842 — 1904) — русский художник, участвовавший в трёх военных кампаниях, но бывший по убеждениям пацифистом, а в своих картинах всячески осуждавший войну во всех её проявлениях. Не случайно Верещагину одному из первых даже хотели дать Нобелевскую премию мира, но не срослось. Он небезосновательно думал, что картин без явной идеи, выраженной художником на холсте, быть не должно, им следует отражать его мысли, чувства и отношение к изображаемому явлению. Так, Верещагин и писал — честно и без прикрас, он вообще был очень упрямым и неуступчивым человеком, за что не раз и поплатился. О жизни, творчестве замечательного художника и честного человека Василия Верещагина мы и расскажем в этой статье.

Василий Верещагин

Василий Верещагин родился в Череповецком уезде Новгородской губернии, и одним из самых ярких воспоминаний его детства был стук молотков в длинном ряду кузниц, расположенных вдоль обрыва горы. Там люди ковали гвозди, которые потом экспортировали за рубеж — работа тяжёлая, требующая определённой усидчивости и немалого терпения.

Отец Верещагина был уездным предводителем дворянства, человек деловой, он зарабатывал, продавая гвозди выкованные его крепостными, организовывал сплав леса, владел земельными участками, на которых работали принадлежащие ему крестьяне. Однако несмотря на деловую хватку, был типичным мещанином — человеком несколько ограниченным и скучноватым, которому не было никакого дела до искусства и художеств. Он всю жизнь прожил в Череповце и принадлежащих ему деревнях, в частности родовом гнезде — деревне Петровка и не собирался никуда переезжать оттуда, поскольку являлся типичным домоседом. Сам Василий Верещагин непреклонным характером пошёл в маму — красивую, умную и образованную татарку, правда, немного истеричную и резкую на словах.

Рисовать Василий начал с детства, но несмотря на определённые успехи, отец, закоснелый в своих местечковых дворянских понятиях, вообще не желал, чтобы его сын стал художником. Издревле повелось в тех местах у дворянства отдавать своих сыновей служить в военном флоте, а потому судьба Василия казалась предрешённой.

Пикет на Дунае

Уже в возрасте 8 лет он стал учиться в Александровском кадетском корпусе. Мальчиком он был смелым и крепким, умел за себя постоять, но общая атмосфера неприкрытого цинизма, дедовщины и превосходства старших над младшими его угнетала. В 15 лет он совершил своё первое плавание на фрегате «Камчатка», однако оно не доставило ему никакой радости — у начинающего моряка началась сильнейшая морская болезнь, которая не проходила со временем. Стало ясно, что морская карьера Верещагину, несмотря на всё его мужество и упрямство не светит.

Мыс Фиолент

Зато Василий всё больше увлекается рисованием и поступает Петербургскую школу Общества поощрения художеств. Талант у него был, и это замечали все преподаватели, но родители Верещагина были категорически против. Отец желал для своего сына только морскую службу, и аргументы в виде непереносимости Василием морской болезни его не убеждали. Даже мама Василия Верещагина хотела, чтобы её сын стал военным: «в эполетах у тебя будет куда больше шансов стать своим в лучших домах Санкт-Петербурга, нежели с кистью и мольбертом».

Дворец в Ливадии

Но Василий был упрям и всё делал по своему разумению. Став лучшим в выпуске Морского корпуса, он не продолжил карьеру морского офицера, а поступил в Петербургскую Академию художеств. Однако 1860 годы были не лучшее время для Академии художеств — преподаватели в основном там были закоренелыми ретроградами, приверженцами старой «школы» и старых мастеров. Учеников заставляли много раз переписывать скучные античные сюжеты, а не учили новым тенденциям в живописи. В итоге разочаровавшись в учёбе, Верещагин уехал на Кавказ, и очень вовремя — вскоре случился так называемый «бунт четырнадцати» учеников этой академии, в том числе Константина Маковского — статью о том, почему его можно назвать Никасом Сафроновым XIX века, можете прочитать по ссылке. Останься Верещагин в академии, наверняка был бы бунт 15, причём сам Василий стал его главным организатором.

Зато на Кавказе Верещагин времени даром не терял — много рисовал пейзажи местной природы, писал портреты горцев, совершенствовался как живописец и даже преподавал в тифлисском училище.

Лезгин Хаджи-Муртуз из Дагестана

Вскоре пришло известие, что его дядя оставил богатое наследство в 1 тыс. рублей, и Василий решил отправиться за границу, чтобы самому ознакомиться с выдающимися зарубежными произведениями искусства.

Но и заграница разочаровала Верещагина, в Париже он хотел стать учеником у художника Жана-Леона Жерома, но тот был всё тем же ретроградом, осуждал набирающее силу художественное направление импрессионистов, критиковал Клода Моне. История впоследствии всё расставила по своим местам, выяснилось, что нещадно критикуемые ретроградами импрессионисты писали замечательные картины, ставшие новым словом в искусстве. Познакомиться с этими художникам-импрессионистами, как Эдгар Дега, Поль Гоген, Морис Утрилло, Анри де Тулуз-Лотрек можно на нашем канале.

Верещагин вернулся в Россию, вновь стал жить в полюбившемся ему Тифлисе и активно рисовать всё, что он смог увидеть. И тут Верещагину охочему до приключений, путешествий и новых впечатлений «повезло» — генерал Кауфман, который командовал русскими войсками в Туркестанском военном округе предложил ему путешествовать с ним в качестве полкового художника.


Полковой адъютант

А вскоре началась и война — бухарский эмир объявил джихад. Войска эмира стали сражались с русскими полками за Самарканд, но превосходство в тактике, силе духа и обучении русских регулярных войск было очевидно, эмир со своим войском был вынужден отступить, оставив город победителю.

Торжествуют

Однако держать большой гарнизон в Самарканде наше командование не захотело, и вскоре основные силы покинули его, осталось только 500 человек и в числе них Василий Верещагин.

Но начав войну, не так просто её закончить, подстрекаемое муллами и дервишами местное население, численностью в несколько десятков тысяч человек пошло на штурм. К ним присоединились и оставшиеся войска бухарского эмира.

Силы защитников таяли, и спустя неделю нападающим удалось пробить брешь в стене. И тут проявил себя Василий Верещагин, который впоследствии так описывал этот эпизод: «гляжу — проломили стену, значит будут атаковать, но почему-то не идут вперёд, следовательно, нам нужно контратаковать, а вот и отличный случай проявить себя. Вот только скорее всего убьют, но авось повезёт». И Василий бросился в атаку, хватил оружие и стрелял, потом в ближнем бою сражался штыком, убивал и пытался спасти от смерти своих товарищей.

У крепостной стены. Пусть войдут.

Вскоре пришло подкрепление, Самарканд остался за русскими, а самого Верещагина наградили Георгиевским крестом.

Однако Верещагин до конца жизни возненавидел войну, он понял, что быть патриотом хорошо лишь за тысячу километров от линии фронта и всегда во всех своих картинах пытался донести до зрителя эту мысль.

Неоконченное письмо

Творчество Верещагина — это творчество человека, искреннее ненавидящего войну во всех её проявлениях, и возможно этим оно, как никогда, актуально и ценно.


Коллекционируешь картины современных авторов? Переходите по ссылкам, чтобы выбрать и купить работы современных художников и мастеров handmade на онлайн-площадке artAlebrio.com

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен VK TG OK Youtube FB IG

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!