ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Почему «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи такая некрасивая — неестественно высокий лоб и беззубая улыбка? Причины, по которым художник написал её именно так
Назад
​Почему «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи такая некрасивая — неестественно высокий лоб и беззубая улыбка? Причины, по которым художник написал её именно так

​Почему «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи такая некрасивая — неестественно высокий лоб и беззубая улыбка? Причины, по которым художник написал её именно так

Поделиться в соц сетях:

«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи — одна из самых необычных картин этого великого художника. Образ Мадонны очень своеобразный, не случайно американский искусствовед и историк Бернард Беренсон писал про эту картину: «Молодая женщина, почти девочка, но шея её покрыта морщинами, лоб слишком высокий, а щёки опухли. Она напоминает старуху, младенец же неестественно велик, его лицо похоже на бесчувственную маску, к которому приделаны слишком пухлое тельце и конечности». В общем, оценка уничижительная, впрочем, с ней можно и нужно поспорить, тут Беренсон явно несколько преувеличил негативные моменты, да и у Леонардо да Винчи были свои основания написать именно такую Мадонну.

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. 1478-1480.

Но почему же он написал картину именно так — Мадонна имеет высокий лоб, а младенец очень крупный. И почему Мадонна такая подчёркнуто некрасивая — ведь были куда более прекрасные Мадонны, например, на картине Боттичелли.

Сандро Боттичелли. Читающая Мадонна

Даже сам Леонардо впоследствии написал Мадонну намного красивее — это уже вполне зрелая девушка и внешность её приятная и благообразная, как на картине «Святая Анна с Мадонной и младенцем». Постараемся в статье ответить на эти вопросы.

Леонардо да Винчи. Святая Анна с Мадонной и младенцем

Эту картину Леонардо написал достаточно рано — в 26 лет, но как-то не вериться, что столь талантливый художник не умел писать красивые лица, да и размеры младенца он наверняка смог соблюсти досконально. Значит, это было задумано.

На самом деле Мадонна на картине очень молода — ей всего лишь 15 лет, и тут всё соответствует библейским канонам, поскольку именно тогда Мадонна и родила Иисуса Христа. Тогда Леонардо ещё во многом подражал работам более маститых художников, в том числе и Верроккьо, у которого работал долгое время.

Андреа Верроккьо. Мадонна с младенцем. 1470

Верроккьо писал Мадонн очень юных, чтобы ни к какому ревнителю веры не пришло в голову возмутиться тем, что художник отошёл от традиций и погрешил на картине против написанного в Библии — в то время с этим было очень строго. А чтобы подчеркнуть её возраст, младенец и изображён таким большим. Впрочем, в Средневековье и рожали обычно рано, так-то молодость Мадонны никого не смущала и тут всё было в порядке вещей.

А лоб у Мадонны выбрит согласно моде того времени — было принято наверху выбривать волосы, чтобы визуально сделать лоб крупнее. Так-то на взгляд обычного средневекового аристократа или священника, для которых эти картины и создавались, там всё было правильно.

Однако Леонардо не был бы великим художником, если не добавил своего видения и новаторства. Мадонна на его картине более индивидуальна, похоже, что Леонардо на самом деле писал картину с обычной девушки, потому он и изобразил некоторые особенности её лица — своеобразный прикус зубов и мелкие зубы, в результате кажется, что их вообще не видно, когда девушка слегка улыбается.

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. Фрагмент.

Но в итоге возникает не самое приятное впечатление беззубого рта. Впрочем, если приглядеться, зубы всё же видны, да вплоть до XX века не очень-то и принято было на картинах изображать улыбку в 32 зуба, тем более, что стоматологов было мало, а их инструменты больше напоминали орудия для пытки. Тут нужно ещё помнить про цингу, хотя справедливости ради нужно сказать, что люди ели меньше сладкого и с детства не особенно увлекались конфетами, поскольку их было меньше и они стоили дороже, но были наверняка вкуснее и уж точно из натуральных продуктов.

Однако Мадонна на картине да Винчи улыбается, пусть её улыбка и несколько своеобразная. И в этом новаторство да Винчи и отход от канонов. Тогда было принято идеализировать святых, их образ должен быть безупречен, и даже обычная улыбка считалась недопустимой. А да Винчи ничего не приукрашивал в своей модели, с которой писал образ Мадонны и для того времени это уже был достаточно смелый поступок, своеобразный отход от канонов. Мадонна напоминает обычную девушку, какой она, в общем-то, и была.

Лишь намного позже художники отошли от привычного канона идеализации святых. В качестве примера можно привести знаменитую картину Ивана Крамского «Христос в пустыне» — Христос там изображён очень уставшим от жизни в пустыне и тягостных дум и совсем не напоминает сына Божьего, скорее обычного человека, пережившего немалые лишения. Подробнее об этой картине читайте в статье в нашей группе.

Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872

А вот картина Карла Брюллова «Распятие». Христос там совершенно не похож на человека, которого били и распяли на кресте, то есть на мученика, принявшего страшную смерть.

Карл Брюллов. Распятие.

Возможно, излишний натурализм в духе, писавшего гораздо позднее Люсьена Фрейда тут был бы и не нужен, но и подобная идеализация как-то выглядит несколько странно, всё же это живопись, а не иконы. Но тогда так было принято и Брюллов не хотел пойти против установленных правил, опасаясь гнева представителей церкви и художественных критиков.

А ещё на картине Леонардо да Винчи Мадонна совершенно не кажется отстранённой, как на некоторых других полотнах. Сейчас она живёт сегодняшним днём, ведёт себя как обычная девушка — играет с младенцем, протягивая ему цветок крестоцвета. И подобную Мадонну в мировой живописи обнаружить сложно — обычно художники изображают её серьёзной и задумчивой, словно она уже наперёд знала судьбу своего сына и старалась смириться с ней.


Лукас Кранах. Мадонна с младенцем под яблоней.

Если не нимбы над головами Мадонны и младенца вполне можно было подумать, что это обычная жанровая сцена, изображающая мать и ребёнка — там всё естественно и реалистично, возможно, потому такая Мадонна ближе и понятнее многим зрителям.

Важно ещё и новаторство Леонардо да Винчи в грамотном написании светотени. Если посмотреть работы Верроккьо, видно, что и младенец, и Мадонна освещены равномерно, оттого и создаётся ощущение, что фигуры просто наклеены на задний фон. И так писали почти все художники того времени и даже не думали, что можно сделать по-другому.

Слева: Андреа Верроккьо. Мадонна с младенцем. 1475. Справа: Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа.

Леонардо да Винчи изобразил сложную светотень, Мадонна и младенец освещены неравномерно, кажется, что свет идёт не только от узорчатого окна, но и от невидимого нам источника впереди Мадонны с младенцем. В итоге есть глубокие тени на животе младенца и ярко освещённые голова, ручки и ножки. Да и лицо Мадонны хорошо освещено, в то время как туловище находится в глубокой тени.

Но Мадонна Бенуа так и осталась для Леонардо интересным творческим экспериментом. Сложно было продать такую картину, хотя художники того времени знали о необычной и новаторской картине и использовали некоторые её приёмы, в частности, Рафаэль Санти применил сложную светотень в своей картине Мадонна с гвоздиками. А широко известна картина «Мадонна Бенуа», стала лишь в XIX веке, когда её приобрели представители Эрмитажа у Марии Александровны Бенуа — кстати, вот почему у неё такое необычное название.


Купить картину, графику и товары от handmade мастеров можно на сайте галереи artalebrio.com.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!