en
en
Main | Art magazine | Знал толк в изображении обнаженной натуры. Фламандский живописец эпохи барокко Якоб Йорданс и его потрясающие картины
Back
Знал толк в изображении обнаженной натуры. Фламандский живописец эпохи барокко Якоб Йорданс и его потрясающие картины

Знал толк в изображении обнаженной натуры. Фламандский живописец эпохи барокко Якоб Йорданс и его потрясающие картины

Share on social networks:

Якоб Йорданс — фламандский живописец эпохи барокко, прославившийся жанровыми сценами и своими аллегориями, дышащими чувственностью и томлением, вполне соответствующим вкусам основных заказчиков картин в то время. В итоге он стал одним из самых популярных фламандских художников XVII века, достиг богатства, почёта и уважения и создал множество впечатляющих картин, которые и поныне восхищают всех любителей живописи.

Король пьет

Хотя, на взгляд некоторых особенно искушённых критиков они простоваты, фигуры людей несколько преувеличены, юмор вульгарный и простонародный, как на картинах Питера Брейгеля старшего. Оказало влияние на художественный стиль Йорданса и творчество Рубенса, правда, Рубенс писал картины на более возвышенные темы, ну а Йорданс не стеснялся отображать и обычные бытовые сцены.

Старики поют, молодые играют

Раннее творчество Йорданса — это воплощение здоровья и силы, люди на картинах могучего телосложения, хотя они и склонны к полноте — впрочем, достаточно вспомнить Рубенсовских пышнотелых красавиц и легко будет понятно, откуда художник черпал вдохновение. Композиции сложные и многофигурные, потому иногда кажется, что людей на картинах слишком много, в ущерб общему восприятию. Там мало утончённости, характерной для работ Буше и Фрагонара, но зато в избытке жизненная сила и безграничное веселье. И такое творчество лучше отражало умонастроение обычных фламандцев, которые были людьми в массе своей простыми и не придавали большого значения всевозможным изыскам.

Бобовый король

Зато впоследствии, когда Йорданс принял протестантизм, его работы стали более строгими, цвета прохладнее, а темы картин нравоучительные. Однако большую ценность имеют именно ранние работы — поздние зачастую делали его ученики и подмастерья, потому и качество их очень неравномерное.

Автопортрет с семьей

Якоб Йорданс родился в семье обеспеченного торговца, был старшим из его 11 детей, получил вполне сносное для того времени образование, поскольку он имел красивый почерк, бегло говорил по-французски и был знаком с мифами — эти знания ему особенно пригодились, когда потребовалось писать сюжеты на мифологические темы, такие как «Прометей, прикованный к скале».

Прометей, прикованный к скале

В 22 года он женился на дочке своего учителя Адама ван Норта, а заодно вступил в гильдию художников Антверпена.

Правда, в Италию Йорданс не ездил, досконально живопись итальянских художников не изучал, потому и его картины типично фламандские, но этим они интересны и самобытны. Однако всё равно ознакомился с творчеством талантливого драчуна Караваджо, и сложная светотень на его картинах, а также построение сюжетов и композиции во многом идут из работ итальянского мастера.

Впрочем, главным учителем и примером для подражания Йорданса был Рубенс.

Кандавл показывает свою жену Гигесу

Он даже помогал ему из небольших набросков создавать масштабные полотна, которые можно было выгодно продать богатым заказчикам. Основал Йорданс и свою художественную мастерскую, набрал множество подмастерьев, помогавших ему в работе. Живопись по мнению Йорданса и некоторых других голландских художников в то время, — это такое же ремесло, потому не стоит пренебрегать помощью подмастерьев. В итоге сейчас некоторые поздние работы Йорданс ценятся куда ниже, нежели его ранние картины, когда ему приходилось всё делать самому. Однако благодаря такому подходу даже не очень богатые люди могли позволить себе купить картину у настоящего художника.

А Йорданс продолжал писать в своём стиле, комическом и насыщенном персонажами, причём даже в сценах, которые это никак не предусматривали, например, в картинах по религиозным сюжетам.

Пётр находит монету в рыбе (Паром в Антверпен)

Когда Рубенс умер, именно Йорданс стал главным художником в Антверпене. Он стал выполнять заказы для богатых аристократов и монархов, например, доработал картину «Персей освобождает Андромеду», для испанского короля Филиппа IV.

Персей освобождает Андромеду

Кстати, обнажённую натуру Йорданс писать умел и любил, потому и её на картинах этого художника немало, но они совершенно не пошлые, хотя его аллегории — это воплощённый на холсте гимн чувственности и тогдашних представлений о женской красоте.

Аллегория плодородия

Прожил Йорданс 86 лет — приличный срок для того времени, оставив после себя множество картин, которые и сейчас восхищают жизненной силой персонажей, своеобразным юмором и манерой исполнения.


Выбирайте картины современных художников в каталоге онлайн галереи artalebrio.com покупайте напрямую у художника.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин


Share on social networks:
Back
Add comment
Товар добавлен в корзину!