en
en
Main | Art magazine | Не только деньгами, но и натурой. Чем расплачивались заказчики за картины известных художников?
Back
Не только деньгами, но и натурой.  Чем расплачивались заказчики за картины известных художников?

Не только деньгами, но и натурой. Чем расплачивались заказчики за картины известных художников?

Share on social networks:

Многие известные художники получали за свои картины совершенно необычные гонорары, которые в целом их, похоже, вполне устраивали. Это сейчас за картины таких известных мастеров, как Айвазовский, Ван Гог или Нико Пиросмани богатые коллекционеры готовы платить миллионы долларов, а при жизни художников их запросы были куда скромнее, впрочем, не всегда. О том, как расплачивались с художниками заказчики их картин мы и поговорим в этой статье.

Иван Айвазовский в 1840 году, когда он лишь недавно окончил Академию художеств, с огромным успехом выставлял свои картины в Италии. Журналисты и искусствоведы с восторгом писали о его работах: «ещё никто не мог так достоверно изобразить море, воздух и свет». Так-то в какой-то мере работы Айвазовского, как и Уильяма Тёрнера предвосхитили появление первых картин импрессионистов, были источником их вдохновения.

Иван Айвазовский. Хаос. Сотворение мира

Его картину «Хаос. Сотворение мира», купил Папа Римский. Правда, были предположения, что Айвазовский просто подарил это полотно — решение очень дальновидное, поскольку все прочие заказчики с удовольствием будут покупать работы художника, чью картину оценил сам Понтифик. Богатые вельможи могли себе позволить заказать картину непосредственно у Айвазовского, ну а простолюдинам приходилось довольствоваться репродукциями.

Но и вельможи подчас расплачивались с Айвазовским достаточно оригинально. Он был человеком скромным, без лишнего самомнения, потому и не посчитал зазорным взять оплату колбасой, которую изготовляли на предприятие, принадлежащем родственнику заказчику картины. Просто Айвазовский был настоящим гурманом, любил покушать и логично рассудил, что зачем покупать хорошую колбасу за гонорар, если её можно получить непосредственно от заказчика, минуя всевозможных лавочников-посредников.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года

Айвазовский был, не в пример многих художников, человеком очень практичным, деньги считать умел и вообще сочетал в своём характере часто совершенно разные черты. Антон Чехов впоследствии писал про Айвазовского: «в нём уживается генерал, архиерей, армянин, художник, наивный дед и даже Отелло». Воистину, истинный гений и успешный человек должен быть разносторонним, а замыкание только на живописи часто плачевно заканчивается для самого художника.

А вот Нико Пиросмани — пример художника, практически противоположного успешному и общепризнанному Айвазовскому. Его считали «блаженным маляром», относились со снисходительным пренебрежением, как к человеку не от мира сего и расплачивались за работы бутылкой вина и скромной снедью. Пиросмани расписывал стены и вывески духанов в Тифлисе и писал на чёрной клеёнке, чтобы экономить на красках.

Нико Пиросмани. Друзья Бегоса

Его картины в стиле примитивизма у многих вызвали лишь презрение, и лишь позже смогли оценить всю очаровательную простоту и мощь этих поистине неординарных полотен.

Однажды в мастерскую художника Бориса Кустодиева пришли двое нахрапистых молодых людей и велели написать их совместный портрет. Кустодиев был очень известным портретистом, писал портреты императора, цесаревича, известных артистов и деятелей культуры и потому мог выбирать заказчиков, писать портреты тех людей, которые ему были интересны. А тут двое никому не известных парней, которые стали заверять Кустодиева, что вскоре станут знаменитостями и прославят науку. И они не обманули — это были будущие знаменитые учёные Пётр Капица и Николай Семёнов. А Кустодиев впоследствии говорил своему другу Фёдору Шаляпину: «такие весёлые, самоуверенные, молодые, то пришлось согласиться».

Борис Кустодиев. Портрет Петра Капицы и Николая Семенова

А ещё Капица и Семёнов щедро расплатились с художником — дали ему мешок пшена и петуха, которые получили за ремонт мельницы. Всё дело во времени, когда был написан портрет — 1921 год. Кустодиев откровенно бедствовал, из-за проблем со здоровьем не мог ходить, в Советской власти он разуверился, однако сохранял оптимизм, а подрабатывал, создавая идеологически верные плакаты, лубки и рисуя декорации для революционных спектаклей. Плата для тех лет была очень хорошей — можно было сварить знатный суп из петуха, и даже то, что Кустодиев в лучшие для себя годы брал за свои работы с заказчиков приличные деньги, никакого значения не имело.

Французский живописец Ив Кляйн был настоящим затейником. Он придумал создавать картины при помощи отпечатков человеческого тела, использовать дождь, пыль и ветер в качестве незаменимых помощников — просто прикреплял холст на крыше автомобиля и ехал на нём в дальнюю поездку, и собственный особый синий цвет, на который взял патент.

Ив Кляйн совершает прыжок в пустоту (1960, фото: Гарри Шанк, Джин Кендер)

Одной из самых оригинальных идей Кляйна была торговля за золото пустотой. Он брал у своих покупателей золотые слитки и ничего не предлагал взамен, лишь в присутствие покупателя — не всегда откровенных простаков, просто любителей оригинального самовыражения со стороны художников, бросал несколько золотых монет в Сену, что должно было символизировать дань пустоте и вакууму. Ну а остальное золото забирал себе за идею. Правда, его творческие эксперименты большим спросом не пользовались и на жизнь он зарабатывал, будучи тренером по дзюдо.

Ван Гог брал за свои работы деньгами, но это, если ему везло, и находился покупатель, готовый по достоинству оценить его картины. А обычно с ним расплачивались натурой, особенно в начале карьеры. Когда он был молодым и только начинал свой путь в живописи, то отчаянно хотел писать обнажённых натурщиц, с некоторым расчётом, что дама окажется сговорчивой и дело не ограничится только позированием. Он даже специально подбирал на эту работу девушек лёгкого поведения. Но позировать они позировали, однако на этом всё дело и заканчивалось. Его картины им не нравились, возможно из-за нежелания приукрашивать своих моделей и широкого использования серых, землистых цветов.

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля

Потом он познакомился с владелицей кафе Агостиной Сегатори. Та охотно брала картины Ван Гога, а расплачивалась едой или иногда присылала ему цветы — не для того, чтобы выразить восхищение, а просто чтобы художник, восхитившись их многоцветьем и красотой, писал картины в более ярких красках.

Винсент Ван Гог. Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»

Однако Ван Гог своему стилю изменять не хотел. Например, картину «Ночное кафе» он написал в качестве арендной платы. Хозяин был бы рад получить деньги, но что взять с нищего художника? Пришлось согласиться на его условия. Хозяин упорно позировал, а все посетители, увидев как Ван Гог устанавливает свой мольберт, старались побыстрее поесть и уйти куда подальше. Оставались лишь самые забулдыжистые бродяги, которым и идти было некуда.

Винсент Ван Гог. Ночное кафе

В итоге картина даёт полное ощущение одиночества и безысходности, а сам Ван Гог впоследствии говорил: «это одна из самых уродливых моих работ».


Картины успешных и начинающих художников современности вы можете выбрать на нашем сайт artalebrio.com. Покупайте картины напрямую у автора.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Share on social networks:
Back
Add comment
Товар добавлен в корзину!