en
en
Main | Art Blog | Любвеобильный Густав Климт и его «непристойные» картины, вызывающие неприятие критиков и любовь зрителей
Back
Любвеобильный Густав Климт и его «непристойные» картины, вызывающие неприятие критиков и любовь зрителей

Любвеобильный Густав Климт и его «непристойные» картины, вызывающие неприятие критиков и любовь зрителей

Share on social networks:

Густав Климт (1862–1918) — художник из Австрии, новатор в живописи, один из основоположников модерна. Впрочем, вначале он писал в вполне традиционной, академической манере, расписывал Венский театр, за что и был удостоен награды от императора. Но впоследствии писать в старомодном академическом ключе ему надоело, потому он, и некоторые другие молодые живописцы, стали противиться засилью академизма, организовали своё художественное объединение «Венский сецессион». Художественные критики нещадно ругали молодых художников, но самому Климту это нисколько не мешало, их мнение для него мало что значило. Его полотна всегда охотно раскупали любители живописи, обеспечивая неплохой доход. Возможно потому, что Климт часто писал обнажённых женщин, причём ему удавалось это делать без лишней пошлости и вульгарности, в его картинах балом правила красота, притягательность и чувственность.

Юдифь и Олоферн

С 90-х годов XIX века в его творчестве выделяют «золотой период», тогда при написании картин Климт использовал настоящее сусальное золото, и полотна этого периода стали признаваться самыми ценными и известными работами этого незаурядного художника.

Поцелуй

А ещё он был счастливчиком, и жизнь его сложилась вполне удачно, несмотря на некоторые особенности характера и наплевательское отношение к своему здоровью. Известность Климт получил очень рано — до 20 лет, он всегда занимался любимой работой и начав неплохо зарабатывать, смог выбирать темы для своих картин самостоятельно. Ему не приходилось как Ивану Крамскому писать на износ множество портретов, чтобы обеспечить достойное существование своей семье. А ещё у него было множество поклонников, женщины любили его и как Франсиско Гойя, Климт никогда не был обделён их вниманием. Молодые художники ему завидовали, но и одновременно восхищались его картинами, он был их кумиром, ему хотели подражать, но мало у кого получалось писать как Климт и выработать свою новаторскую манеру в живописи. Хотя сам Климт был бы немало удивлён, если вдруг выяснилось, что его полотна сейчас так дорого стоят, он-то никак не мог рассчитывать получить за них такие баснословные деньги.

В 1898 году австрийские любители живописи толпами шли на выставку «венского сецессиона», где выставлялись картины местных модернистов и импрессионистов из Франции: Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Клода Моне и других. Но среди них выделялись особенно работы Густава Климта — они для консервативной публики были откровенно странными и вызывающими, многие негодовали:

«неужели это тот самый Климт, что расписывал театр и создавал правильные академические портреты, эвон куда его занесло, наверняка головой ударился, может стоит его заточить в соответствующее лечебное заведение, а то и в тюрьму?».

Портрет Адели Блох-Бауэр I (Золотая Адель)

Однако новые времена определяли и новый взгляд на искусство, подобных художников, творящих в модернистской манере, становилось всё больше. Не все они находили признание и понимание у художественных критиков, особенно доставалось Густаву Климту. Но тот на все их замечания писал ещё более провокационную картину. Так, в 1901 году он создал полотно, которое назвал «Моим критикам», на которой изображена обнажённая рыжеволосая пышнотелая дама, повернувшись пятой точкой ко всем предполагаемым оппонентам Климта и задорно, с усмешкой, глядящая через плечо.

Золотые рыбки

Было отчего консервативным любителям классицизма прийти в негодование. Впоследствии Климт сменил название на «Золотые рыбки».

Государственные заказы он брать перестал, да они ему были и неинтересны. Зато с удовольствием стал писать то, что ему нравилось, а нравились ему в основном картины с обнажёнными женщинами. Правда, писал их Климт в модернистской манере, хотя не без основательной доли чувственности, не скатываясь в пошлость и банальность, благо таланта, чувства стиля и меры у него было предостаточно. Они нравились публики и всегда находили покупателей, именно тогда Климт стал активно использовать сусальное золото, и картины действительно впоследствии вошли в «Золотой фонд искусства».

А ещё он был отличным пейзажистом, примерно как наш Исаак Левитан или Виктор Поленов, но создавал пейзажи в стиле модерна.

Замок Каммер на озере Аттерзее IV

Они позволяли отвлечься от ненужной суеты, и были хоть и достаточно фигуративными и написанными ближе к классической манере, все же сохраняли все особенности его собственного стиля. Климт всегда предпочитал квадратные холсты, так можно было показать пространство равномерно по ширине и высоте, не искажая его. Под конец жизни он полностью переключился на пейзажи, возможно, просто женщины уже не вызывали такого жгучего желания.

А в своё время он был страстным любителем женщин. Однажды преследовал одну начинающую художницу через пол-Европы, пытаясь добиться взаимности. Ходили слухи, что Климт спал почти с каждой натурщицей и нет никаких оснований им не верить, а натурщиц у него было очень много. Более того, многие "добропорядочные" знатные дамы хотели получить портрет Климта, благо он не всегда брал только деньгами за свою работу. Когда ему всего этого было мало, то активно пользовался услугами проституток. Он не был особенно разборчив в выборе своих партнёрш, но предпочитал рыжеволосых пышнотелых дам или субтильных брюнеток.

Даная

А ещё он был очень плодовитым отцом. Говорят, у него было 40 детей от разных женщин, а может быть и ещё больше. Он так и не женился — семейная жизнь наверняка показалась бы ему слишком пресной, а жене пришлось бы смириться с его многочисленными изменами. Частые связи с проститутками в итоге привели к тому, что Климт заболел сифилисом, и эта болезнь основательно подкосила его здоровье.

Но были две женщины, которыми Климт очень дорожил и они искренне любили его. Мама художника — Анна Климт, несмотря на то что, кроме Густава у неё было ещё шестеро детей, жила с ним в одном доме и заботилась о неженатом сыне, следила, чтобы у него был здоровый тёплый ужин и чистая одежда. Тот воспринимал это как должное, впрочем, маму он тоже любил, а она наверняка гордилась, что он стал таким знаменитым художником.

Вторая — Эмилия Флёге, сестра вдовы его умершего брата. Художник заботился о вдове брата, оставшейся с маленьким ребёнком, потому и сблизился с Эмилией.

Портрет Эмилии Флёге

У Климта и Эмилии отношения складывались нежными и дружескими, а лето они проводили вместе на озере Аттерзее. Возможно, если и был идеальный претендент на место жены Климта, то это была Эмилия, но наверняка та просто не хотела выходить за него, зная слабость Климта к другим женщинам. Он написал несколько её портретов, особенно выделяется работа 1902 года. Они были дружны 27 лет, а последними словами художника была просьба видеть Эмилию.


Пейзажи, портреты в живописи и фотографии от современных художников на сайте маркетплейса artAlebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Share on social networks:
Back
Add comment
Товар добавлен в корзину!