en
en
Main | Art Blog | Пере Боррель дель Касо и его удивительная картина-обманка, покорившая весь мир.
Back
Пере Боррель дель Касо и его удивительная картина-обманка, покорившая весь мир.

Пере Боррель дель Касо и его удивительная картина-обманка, покорившая весь мир.

Share on social networks:

Иногда бывает так, что одно незаурядное произведение искусства прославляет автора, который его создал, и в истории он остаётся как художник одной картины или как писатель, написавший один великий роман или повесть. Подобная ситуация приключилась и с героем нашей публикации — испанским живописцем Пере Боррель дель Касо. Его картина «Бегство от критики» стала визитной карточкой художника, его лучшей и самой узнаваемой работой. Но вот почему он её написал, что в ней такого необычного и о самом живописце расскажем в этой статье.

Сам по себе Боррель дель Касо (1835–1910 гг.) не самый знаменитый художник. Не потому, что его работы были посредственные — скорее наоборот, просто его картины затмило творчество других выдающихся испанских художников — Хуана Миро и Сальвадора Дали.

Родом он из испанского городка Пучсерда, находящимся на самом севере этой страны и относящимся к провинции Жирона. Детство и отрочество художника сложно назвать счастливым — семья была достаточно бедной, отец работал лесничим, а заодно и подрабатывал плотником. Но денег всё равно не хватало, потому Пере приходилось работать наравне со взрослыми, благо отец научил его всем основам плотнического дела. К сожалению, папа Пере умер, когда будущему живописцу не исполнилось и 18 лет, и тут очень пригодились приобретённые навыки работы плотником, иначе бы парнишке пришлось совсем туго.

До 20 лет Пере жил и работал в родном городке, а потом в поисках лучшей доли, как и множество других молодых людей подался в большой город — в его случае это была Барселона. Сначала там он работал плотником, мастерил всевозможные сундуки и ящики, потом заказчики увидев, что парнишка неплохо владеет своим ремеслом, стали доверять ему более тонкую работу по изготовлению мебели. Пере с ней неплохо справлялся, его мебель была качественной и красивой, потому и заказывали её у него охотно. Поднакопив денег, он решил начать обучение на художника в каталонской школе изящных искусств, поскольку всегда чувствовал в себе талант к чему-то большему, нежели работе простым мебельным мастером.

Тогда в той школе все преподаватели рисовали в основном в стиле романтизма, этого же требовали и от своих учеников. Но самому Пере излишняя приторность романтизма не нравилась, он видел реальную жизнь, и она очень контрастировала с требованиями, которые предъявляет романтизм. В нём, по мнению испанского художника, не было искренности, естественности, потому он предпочитал картины в реалистическом направлении. А ещё Пере раздражала необходимость зарисовывать гипсовые скульптуры. Он не видел в этом никакого смысла — рисунки получились пустыми, безжизненными, как и сами скульптуры. Единственный жанр, который пришёлся Пере по душе — портрет. Впрочем, впоследствии приходилось писать ему пейзажи и картины на религиозную тематику, он несколько переменил свои взгляды и увлёкся работами назарейцев — немецкими и австрийскими художниками, которые пытались возродить живописный стиль Средневековья. Понятное дело, в то время все работы были в основном на религиозные темы, потому Пере Боррель дель Касо рисовал картины обыгрывающие те или иные моменты из Библии.

Из-за противоречий и недовольства методами работы и обучения в той каталонской школе Пере Боррель дель Касо с художником Рамоном Альсина ушли из неё и организовали свою академию живописи. В ней несколько изменили стиль работы, больше внимание стали уделять реализму и настоятельно рекомендовали студентам писать свои картины на пленере, то есть при естественном освещении — тогда это было новое явление, которое не было широко распространено.

Пере женился достаточно поздно — в 40 лет, тогда он работал преподавателем в своей Академии живописи и ему приглянулась студентка Тереза Вилалонга. По традициям того времени в семьях было много детей и семья Пере Боррель дель Касо не была исключением. Всего их было десять, четверо пошли по стопам отца и стали художниками. Причём их работы ненамного уступали работам самого Пере.


А ещё он увлёкся написанием картин в стилистике тромплёй. В переводе с французского «trompe l'oeil» — картина-обманка. Особенно популярными такие картины были в эпоху барокко (XVI–XVII века), они широко использовали различные оптические иллюзии и отражали несколько театральную манеру живописи, да и вообще всего искусства в то время. Впрочем. выдающиеся мастера тромплей были и в XX веке, например, бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт.


В 1874 году Пере нарисовал свою главную картину, благодаря которой стал всемирно известным. Это «Побег от критики», работа которая стала идеальным примером жанра тромплей. На ней художник нарисовал портрет бедно одетого мальчика, который пытается выпрыгнуть из рамки. Причём границы между нарисованным и реальным сознательно максимально размыты, создаётся полная иллюзия, что мальчик сейчас вылезет из рамы и пойдёт по своим делам уже в нашем, реальном мире.

Художественные критики предполагают, что художник таким образом пытался протестовать против формализма и излишнего консерватизма в живописи, когда картины требовали писать только по определённым канонам, отрицая всё новое. Но уже набирали силу французские импрессионисты со своим новым взглядом на мир и искусство, требовались перемены, художникам, да и многим ценителям искусства надоели однотипные картины, не имеющие никаких оригинальных идей и новаторских приёмов. Потому картина «Побег от критики» сразу стала популярной, а особо недоверчивые зрители даже пытались пощупать полотно, чтобы убедиться, что мальчик нарисованный.


А Пере Боррель дель Касо продолжал работать, за всю свою жизнь этот плодовитый живописец и многодетный отец нарисовал 330 картин. Много было работ на религиозные темы, немало и портретов, но наибольший интерес представляют работы, обыгрывающие различные оптические иллюзии.


Умер он в возрасте 75 лет, оставив после себя добрую память. Его дети и ученики продолжили его дело, рисовали картины в стиле реализма, не поддавшись на новые, набирающие популярность направления живописи, такие как сюрреализм, импрессионизм и авангардизм. В конце-концов сам Пере Боррель дель Касо, несмотря на всё своё недовольства консерваторами от живописи был реалистом и не собирался отказываться от него.


Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, OK, Youtube, FB, ig

Share on social networks:
Back
Add comment
Товар добавлен в корзину!