В предыдущих публикациях мы поговорили о ню в искусстве, познакомились с древнегреческими скульптурами, в том числе ставшими эталоном женской красоты, узнали про ню эпохи Возрождения, новаторстве Рафаэля Санти, которое могли простить только ему, и о неприличных японских картинках «Сюнга». Выяснили про работы неоклассицизма Доминика Энгра, знаковую картину Франсиско Гойи, по которой можно было определить, насколько лоялен был к своим гостям и соратникам, заказавший её министр и фактический глава Испании Мануэль Годой, почему посетители выставки в Париже плевали на полотно Эдуарда Мане и настоятельно не рекомендовали смотреть на него беременным дамам и слабонервным.
В третьей части публикации рассмотрели работу Гюстава Курбе, вызвавшую негодование всех посетителей выставки. Даже сам Наполеон 3 не смог сдержаться и ударил её хлыстом, когда увидел.
Поговорили о ню в России, о самой необычной и вызывающей картине Ильи Репина, о работах Константина Маковского и замечательном полотне «Купальщица» Зинаиды Серебряковой. Надеемся, далее будет ещё интереснее.
Ню писали и художники, чей стиль никак не ассоциируется с классическими традициями, в частности, Пабло Пикассо. Одна из его знаковых картин — «Авиньонские девицы».
Пабло Пикассо. Авиньонские девицы
Над ней он работал целых 9 лет. И в ней нашло отражение несколько стилей, в которых творил Пикассо. В целом — это кубизм, однако лица Авиньонских девиц напоминают примитивные африканские маски, что характерно для африканского периода в творчестве Пикассо. В процессе создания этой картины Пикассо создал огромное количество всевозможных эскизов и набросок, на которых, кроме девиц, были и мужчины — посетители «дома терпимости». Но в итоге остановился только на изображении обнажённых проституток.
Кстати, название выбрано неслучайно — именно неподалёку от публичного дома в Авиньоне находилась дешёвая лавка, где продавали бумагу и акварельные краски. Это впоследствии цена холстов, бумаги и красок для Пикассо не будет иметь никакого значения, а вначале творческого пути приходилось экономить. Так-то это отчасти воспоминание Пикассо о временах своей молодости.
Пабло Пикассо. Любительница абсента
Неизвестно, правда, пользовался ли Пикассо их услугами как похотливый карлик Анри де Тулуз-Лотрек или ненасытный Густав Климт, скорее всего нет, поскольку он никогда не имел недостатка в женском внимании, а дамы готовы были на многое, лишь бы быть с ним, вплоть до унижения и драк между собой на потеху художника.
Когда Пикасо выставил эту картину, то зрители восприняли её в штыки. Им не понравилось новаторство Пикассо в контексте изображения обнажённого женского тела. Допустимым считалось идеализированное изображение богинь и наяд, восхищение их красотой, а тут искажённые лица и тела, геометрические фигуры, полное отсутствие чувственности и взгляд, полный страха на зрителя, под которым становиться даже неуютно. Ясно, что Пикассо искренне сочувствует этим самым девицам, вынужденными таким образом зарабатывать себе на жизнь, потому и изобразил их такими отталкивающими. Впрочем, у него практически нет красивых женских портретов, для них характерны искажения формы и дело не только в стиле, в котором творил Пикассо. Он не был женоненавистником, просто относился к женщинам с некоторым пренебрежением, возможно потому, что слишком легко было добиться их взаимности.
Пабло Пикассо. Жаклин с цветами
Михаил Ларионов был авангардистом, и традиционное искусство его не привлекало, гораздо интереснее был поиск нового в живописи. А ещё ему не нравилось требование писать «как положено», особенно призывы Александра Бенуа вернуться к «нормальной живописи, и тогда при должном усердии из него может получиться хороший художник». Вот только Ларионов себя хорошим художником считал и так, потому он и создал свою картину «Венеру и Михаил».
Михаил Ларионов. Венера и Михил
Она написана в стиле неопримитивизма, и даже ближе к абстракции. Чувственности и красоты в классической её понимании нет никакой, так мог бы нарисовать скучающий юнец, но именно этого и добивался Ларионов. Это ироничный ответ всем критикам и «Мирискуственникам», хотите Венеру — так получайте, чем плоха — всё на месте, даже грудь прорисована. Разумеется, такое искусство критики принять не могли, а Ларионов пошёл ещё дальше и вообще отказался от фигуративности, представив на суд зрителей свои лучистые картины.
Михаил Ларионов. Лучистый пейзаж.
В Советское время отношение к ню в живописи было не всегда однозначным. Поначалу большевики смотрели на него с безразличием, и не запрещали, а пролетарские художники, чьи творческие объединения в 1920-е годы появлялись, как грибы после дождя, немало экспериментировали со стилями и формами, стараясь добиться максимального художественного эффекта.
Но потом, в 1930-е стали закручивать гайки, соцреализм был объявлен главенствующим художественным направлением в СССР, и всем надлежало работать именно в этом стиле. Писал в нём и искренний монументалист Александр Дейнека, в том числе и в жанре ню, хотя раньше охотно экспериментировал с экспрессионизмом.
Александр Дейнека. Купальщицы
И темы для своих картин выбирал такие, что не придерёшься — физкультурницы играют в мяч, купающиеся девушки и тд. Художественные критики смотрели на эти картины без особого восторга, но в целом они считались приемлемыми, поскольку Дейнека максимально обезличивал написанных персонажей, это скорее плакатные герои, нежели живые люди, впрочем, таков стиль Дейнеки да и у него немало замечательных картин, написанных не по гос. заказу, а от души.
Александр Дейнека. Оборона Севастополя
Но особенно преуспел в изображении ню, к которому не может быть никаких претензий даже у самых строгих советских моралистов Аркадий Пластов, как на великолепной картине «Весна».
Аркадий Пластов. Весна.
Она была написана во времена хрущёвской оттепели в 1954 году, хотя сам замысел возник у Пластова на 10 лет раньше. Он хотел написать картину, олицетворяющую идеальную гармонию между матерью и ребёнком, но при этом отойти от привычных схем. Потому и надумал написать обнажённую женщину, которая помогает одеться своей дочери в курной, то есть топящейся по чёрному, деревенской бане.
Кстати, баню на картине Пластов изобразил свою, которая находилось в его родной деревне Прислонихе. И нагота женщины там выглядит абсолютно естественной, именно так наверняка было и на самом деле. Впечатляет контраст разгорячённого после бани розового женского тела, холодных сырых серых брёвен и падающих снежинок, чем-то напоминающих звёзды. Это и неприглядная нищета в чистом виде — каково сидеть обнажённой на морозе, нужно обладать железным здоровьем и выносливостью к холоду. Но одновременно картина и вызывает восхищение — если даже простые женщины легко и естественно могут переносить минусовые температуры, и воспринимать их как само собой разумеющееся, то наверняка невозможно чем-либо сломить, столь привычных к суровым условиям жизни людей.
Аркадий Пластов. Сенокос.
А что вы думаете о картинах, представленных в статье, какая больше всего понравилась и стоит ли вообще всерьёз воспринимать современное искусство?
Купить картину в подарок или собрать коллекцию вы можете на сайте галереи artAlebrio.com
Мы в соц. сетях
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи