ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Придумал собственный стиль в живописи, был первым мастером боди-арта в России. Авангардист Михаил Ларионов и его необычная личная жизнь.
Назад
​Придумал собственный стиль в живописи, был первым мастером боди-арта в России. Авангардист Михаил Ларионов и его необычная личная жизнь.

​Придумал собственный стиль в живописи, был первым мастером боди-арта в России. Авангардист Михаил Ларионов и его необычная личная жизнь.

Поделиться в соц сетях:

Михаил Ларионов (1881–1964) — русский художник-авангардист, писавший картины в стиле лучизма, который он сам и придумал. Он был истинным новатором в живописи, всегда шёл своим путём, часто достаточно странным, который не всегда нравился консервативному обществу. Родись он позже, наверняка его искусство вряд ли было востребовано, но на переломе веков, когда стали рушиться старые традиции в живописи и требовалось что-то новое, он сумел добиться определённого успеха и быть востребованным.

Ларионов предложил брать пример с детей и оформителей вывесок, забыть всё, чему учили академики в Академиях художеств, ориентироваться на абсурд, поскольку только так можно создать что-то новое и великое.

Не менее странным и вызывающим, чем его картины была и личная жизнь художника. Он женился на Наталье Гончаровой — двоюродной правнучки жены Пушкина, женщине не менее талантливой и необычной, чем её муж-художник.

Но в их общей могиле была похоронена ещё одна дама, которая жила вместе с ними, и была очень близкой подругой Ларионова. О необычной жизни, экстравагантных картинах и странном семейном союзе Ларионовых мы и поговорим в этой статье.

Петух. Лучистый этюд

Родился Ларионов в Тирасполе, однако прожил там недолго — его родители отправились в Москву, надеясь, что там жизнь будет лучше. Он стал проявлять определённые способности к художествам, потому и поступил, когда ему исполнилось 17 лет, в Московское училище живописи. В это время познакомился и с Натальей Гончаровой — ставшей его подругой, а впоследствии и женой.

Портрет Н. С.Гончаровой

Михаил учился любимому делу, но поначалу не особенно экспериментировал — писал обычные пейзажи в стиле импрессионизма, которые в целом хвалили.

Он познакомился с творчеством Клода Моне, и особенно впечатлился картинами изображавшие Руанский собор утром, днём, вечером и ночью. Его заинтересовало, как освещение влияет на общую атмосферу и восприятие собора. Правда, Руанского собора поблизости не было, потому он решил начать с малого — изобразить сарай в разное время суток.

На четвёртом курсе училища Ларионова уволили с уничтожающей формулировкой — «за развращение товарищей». Всё дело в том, что он написал несколько картин, в которых фигурировали обнажённые женщины и выставил их на всеобщее обозрение.

Еврейская Венера

Руководство училища подобный шаг не оценило и запретило Ларионову присутствовать на занятиях. Но он был очень настойчивым и всё равно приходил в училище. Однако летом Михаил уехал в Тирасполь, где писал свои импрессионистские пейзажи, благо там природа была куда богаче, нежели в Москве. Рисовал с явным прицелом на продажу — и действительно, его полотна охотно приобретали на выставках «Мира искусства», более того, Сергей Дягилев предложил принять участие в Парижской выставке.

Акации весной (Верхушки акаций)

Ларионов с удовольствием согласился, его картины, представленные на Осеннем салоне, всем понравились, но сам он с удивлением обнаружил, что творчество Моне уже устарело. В авангарде искусства были другие художники — Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Поль Гоген. Нужно было учиться у них, потому Ларионов всё свободное время изучал картины художников, посещал музеи и выставки.

Вернулся он новатором, ему не хотелось повторять уже увиденное, нужно было что-то придумать своё. Так появился неопримитивизм Ларионова. Однако картины Ларионова — это не стилизация под вывески и лубок, это сама суть подобного взгляда, без иронии и попытки художника показать, что он может писать совсем другие картины, но вот пишет для народа и в народном стиле.

Офицерский парикмахер

Ларионов пытается посмотреть на мир и искусство глазами простых обывателей — солдата, парикмахера, всех основных героев его картин, возможно, потому они и были столь убедительны несмотря на свою авангардность. Несколько полотен Ларионова приобрели для экспозиции в Третьяковской галереи, а это определённый показатель качества.

Не успели искусствоведы привыкнуть к неопримитивизму, как Ларионов пошёл ещё дальше, на сей раз придумал собственное художественное направление — лучизм. Зачем писать пейзажи, портреты, натюрморты — для всего этого уже изобрели фотографию, а художник должен искать что-то новое в искусстве.

По мнению Ларионова, все люди, вне зависимости от их умственных способностей, когда испытывают различные чувства, испускают определённые лучи — и художник должен их писать. Тогда и предметность становиться не нужна, более того, от фигуративности можно отказаться, сосредоточившись на изображении лучей.

Лучистый пейзаж

Разумеется, подобное творчество мало кто воспринял. Нужно было заявить о себе, потому и Ларионов с Гончаровой решили прибегнуть к старому испытанному способу — скандалу. Они организовывают достаточно оригинальные перформансы. Женщины должны, по мнению, Ларионова ходить с обнажённой грудью, которую следует раскрасить или покрыть татуировками. Он вызвался лично это сделать и среди дам даже в то время находились достаточно смелые, которые согласились на первый боди-арт.

Купальщица. Иллюстрация из литографированной книги А. Крученых «Помада»

Мужчин Ларионов призывал к асимметрии в облике. Зачем нужны двое усов — пусть будет один, а второй следует сбрить. Правда, желающих последовать этому совету было куда меньше, чем дам, готовых разрисовать грудь.

В 1914 году Ларионов с Гончаровой едет в Париж — работать в театральной сфере. Он сотрудничал с Дягилевым при организации «русских сезонов», причём не только создавал декорации к спектаклям, но и проявлял себя как сценарист и даже хореограф.

Лес. Эскиз декорации к балету «Русские сказки»

Дягилев поручил ему работать с молодыми танцорами, и он сумел воспитать несколько талантов, в частности, Леонида Мясина и Сергея Лифаря. В октябре 1917 года Ларионов хотел вернуться в Россию, но возвращение пришлось отложить по причине революции. С большевиками ему было не по пути, потому Ларионову пришлось остаться в Париже.

Автопортрет.

Впрочем, с парижской богемой он был в приятельских отношениях, те его считали за своего, например, он общался с Пабло Пикассо. Привычная ко всему богема даже не особенно удивилась странной личной жизни Ларионова. Вскоре с Ларионовым и Натальей Гончаровой стал жить любовник Натальи — эмигрировавший меньшевик Орест Розенфельд. Ларионов в долгу не остался и завёл себе подругу — сбежавшую из России дочь банкира Александру Томилину.

С Томилиной Ларионов поддерживал отношения 30 лет, Гончарова, разумеется, об этом знала, но люди творческие должны быть выше ревности. В конце концов он женился на Гончаровой, правда, больше из практических соображений, чтобы всё наследство в случае смерти одного из супругов перешло к другому. В 1962 году умерла Наталья Гончарова, а через два года и Михаил Ларионов. Александра Томилина настояла в своём завещании, чтобы её прах похоронили в их могиле, что и было исполнено.


Смелые и необычные направления лучизм, неопримитивизм, экспрессионизм на полотнах современных художников можно выбрать и купить напрямую у автора на сайте галереи artAlebrio.com.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!