ru
ru
Главная | Арт блог | Как будущий священник стал самым популярным художником в Советском Союзе и был награждён Сталинской премией.
Назад
Как будущий священник стал самым популярным художником в Советском Союзе и был награждён Сталинской премией.

Как будущий священник стал самым популярным художником в Советском Союзе и был награждён Сталинской премией.

Поделиться в соц сетях:

Аркадий Пластов (1893—1972) — российский художник, писавший картины в жанре соцреализма, один из наиболее плодовитых живописцев в мире — только известных его работ насчитывается свыше 10 тыс., а многие его картины были уничтожены во время пожара 1931 года. Его искусство было очень востребованным в советское время, он был лауреатом Ленинской, Сталинской и Государственной премии Репина, получил звание народного художника СССР, был трёхкратным кавалером Ордена Ленина.

Пластов Аркадий Александрович - русский живописец

Но творческий и жизненный путь его был не самым простым, он вполне мог быть расстрелян патрульными в 1917 году, которым очень не понравилась его шинель с двуглавыми орлами на пуговицах и они решили, что Аркадий — лазутчик. Лишь заступничество пожилого и более благоразумного их командующего спасло жизнь будущему живописцу. А в 1929 году Пластов в своей родной деревне Прислонихе неосторожно высказал мысль о том, что не нужно собирать деньги на трактор, который может сломаться, а лучше на них купить лошадей. В итоге он угодил в НКВД, четыре месяца провёл под арестом и лишь коллективное письмо всех односельчан помогло избежать дальнейшего суда и следствия. И это, притом, что Пластов к тому времени уже написал немало картин и был вполне состоявшимся художником. Признание и награды были потом, а вначале Пластову приходилось доказывать, что и простой крестьянский парень может писать картины не хуже прославленных художников, которых было немало в то время. О непростом жизненном пути и некоторых, безусловно талантливых работах Пластова, прочно засевших в памяти ещё со школьной скамьи у многих родившихся ещё в Советском Союзе людей мы и поговорим.

«Витя-подпасок». 1951 Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов

Родился Аркадий в крестьянской семье, однако его дед был иконописцем, умел проектировать и строить церкви, то есть был, по сути дела, архитектором. Человек он был набожный, лично расписал почти все иконы в местной церкви и окрестных деревнях, потому и решил своего внука Аркашу отправть учиться в духовную семинарию, находящуюся в Симбирске. Но однажды 15-летний Аркадий увидел, как артель иконописцев расписывает городской храм, и это настолько его потрясло, что он твёрдо решил стать художником, пусть даже вопреки воле своих родителей. Потому в 1912 году 19-летний Аркадий переезжает в Москву учиться в Строгановском художественном училище. В Москве он пробыл вплоть до 1917 года — учился, писал картины, по мере возможности подрабатывал, где только можно. Но потом вернулся в родную деревню — обустраивать новый социалистический быт.

Чудом избежав расстрела чересчур бдительными патрульными, стал жить в деревне, заниматься общественной работой — ему как человеку учёному и образованному, побывавшему в городе доверили должность секретаря сельского совета, а попутно писал портреты жителей своей деревни и их детей. Все хорошие художники начинали с малого, закрепляли технику, вырабатывали свой стиль написания картин и Пластов не был исключением. Живопись для него тогда была тогда лишь увлечением, которому он посвящал свободное от основной работы в сельском совете время.

В 1931 году случилось несчастье — пожар в доме, где жил Пластов. Все его работы были уничтожены, не осталось ничего, весь труд оказался впустую, в 40-лет художник остался без какого-либо творческого наследия. Пластов решает покончить с работой секретарём и стать профессиональным художником, нужно было навёрстывать упущенное, он искренне хотел состояться как художник, а не только как обычный секретарь. И начал работать с неимоверным усердием, за 40 лет оставшейся творческой жизни Пластов нарисует свыше 10 тыс. картин. Львиную долю среди них занимают портреты жителей его деревни, но были ещё пейзажи, жанровые композиции и натюрморты.

Василий Павлович Гундоров». (1949-1950 г.г.) Автор: А.А.Пластов

Пластов стал усердно учиться, совершенствовать своё художественное мастерство, посещал выставки передвижников, общался с ведущими русскими художниками того времени, в том числе и с Константином Юоном. В 1935 году некоторые его картины стали выставляться в Москве, например, такие как «На сенокосе», «Стрижка овец» и другие. Написаны они были в жанре соцреализма, на который многие современные критики поглядывали с пренебрежением — «примитивное искусство для масс, нет в нём ни новых творческих идей, ни утонченности и эстетики». Отчасти с ними можно и согласиться — некоторые картины Пластова отдавали пропагандой, как работа 1938 года «Колхозный праздник», но нужно понимать, в какое время жил художник и разделять картины выполненные от души и по заказу.

«Колхозный праздник» 1938 Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов

Для себя Пластов писал замечательные полотна, ставшие классикой соцреализма и деревенской живописи, например, «Купание коней» 1939 года.

Купание коней». (1938 год). Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов

Она свободная и искренняя, там нет лакировки действительности, зато создаётся ощущение безграничной свободы и единения всех людей и животных, изображённых на ней. Это и есть реальная деревенская жизнь, со своими трудностями, но и со светлыми моментами. Несмотря на то что на картине полно обнажённой натуры, она совершенно не пошлая, там всё естественно, так, как и должно быть. Пластов вообще был мастером изображения обнажённой натуры в таких ситуациях, что никакая даже самая строгая советская цензура не могла придраться.

«Весна». (1954 год). осударственная Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов

Например, картина «Весна» 1954 года на которой изображена женщина с ребёнком в бане, или кормящая мать на картине «Мама» 1964 года. Это и есть настоящее искусство — искреннее, душевное, не оставляющее места для какой-либо пропаганды.

«Мама». (1964 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.

осле написания картины «Купание коней» о Пластове заговорили как о серьёзном художнике. А он рисовал как одержимый, его работоспособность была потрясающая. Аркадий мог одну и туже картину писать при разном освещении, в разные времена года, стремясь добиться идеального результата. Одержимость работой в чём-то роднила его с французским импрессионистом Эдгаром Дега, несмотря на совершенно разный жизненный уклад и темы картин этих художников.

Юность». (1953-1954 г.г.) Автор: А.А.Пластов

Пластов старался в своих картинах по мере роста творческой зрелости и мастерства перейти от простого изображения крестьянской жизни к поиску внутренней сущности бытия, нечто самого главного в искусстве, без которого на картинах, по словам художника: «изображен простой натурализм».

Полдень». (1961 год). Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов

Ему удавалось через жизненные ситуации, обычные бытовые сцены из жизни русских крестьян показать философскую глубину их бытия — этот приём, в дальнейшем развитый почти до совершенства, стал визитной карточкой творчества Пластова.

«Жатва». (1945 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов

Его картины находятся в крупнейших русских музеях, их репродукции знакомы любому, кто вырос и жил в советское время. Даже в советских учебниках на цветных вкладышах были картины Пластова — они идеально подходили для формирования художественного вкуса подрастающего поколения.

Произведения опытных и начинающих, но перспективных, художников всегда можете найти на сайте галереи artAlebrio.com. Переходите по ссылкам, чтобы познакомиться с современным творчеством и современным искусством.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, OK, Youtube, FB, ig

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!