Владимира Маяковского (1893–1930 гг.) знают как замечательного и наверняка самого талантливого советского поэта. Он сумел выработать собственный стиль стихосложения, уже при жизни стал классиком советской литературы. Но кроме стихов, Маяковский ещё и писал картины, которые, если его творческое начало так ярко не проявилось в стихосложении, могли прославить Маяковского как значимого российского художника. Он владел всеми художественными техниками написания картин — умел рисовать тушью, маслом, карандашом, углём и даже окурками, если не было ничего подходящего под рукой. Маяковский охотно иллюстрировал свои стихи, и его рисунки вошли во все академические издания полного собрания сочинений. Зачастую никто лучше самого автора не может нарисовать иллюстрацию к его произведениям, и потому рисунки Маяковского так интересны.
Стремление Маяковского к новаторству, поиску новых путей проявилось не только в стихосложении, но и в живописи. Он был одним из основоположников кубофутуризма и русского футуризма. Правда, широкой публике его картины в этом направлении не очень хорошо известны, живопись Маяковского больше знают по агитационным плакатам.
К сожалению, далеко не все художественные работы Владимира Маяковского сохранились — очень многое было потеряно безвозвратно, в том числе множество набросков карандашом на бумаге а также замечательные шаржи на его знакомых и видных советских деятелей искусств выполненные окурками и обгорелыми спичками. Но и того, что осталось достаточно, чтобы сделать вывод о безусловном художественном таланте советского поэта.
Именно с живописи и начал свой путь в искусстве Маяковский, он хотел совершить революцию, сформировать новую пролетарскую культуру, далёкую от буржуазных предрассудков. Потому с таким рвением и опровергал все классические каноны, творил по своему разумению, а благодаря недюжинному таланту его работы были не дилетантскими, а прогрессивными и интересными. О творческом пути великого поэта и его художественных работах расскажем в этой статье.
Владимир Маяковский в грузинском селе Багдати. Отец его, хоть и работал простым лесничим, был неравнодушен к живописи и умел неплохо рисовать. Впрочем, в семье рисовали и мама, и сёстры будущего поэта. Когда Владику исполнилось семь лет, то отец пригласил для его обучения Сергея Краснуху — популярного кутаисского художника.
После неожиданной смерти отца Владимира Маяковского от заражения крови его жена вместе с детьми переехала в Москву, надеясь хоть там найти себе средства к существованию. Денег катастрофически не хватало, семья жила очень бедно, тринадцатилетний Владик как мог, пытался заработать на жизнь — расписывал пасхальные яйца, выжигал шкатулки. О серьёзном обучение живописи речи не шло, хотя уже в том возрасте он умел неплохо рисовать — до нас дошли портреты его старшей сестры и грузинского революционера Морчадзе.
В Москве Маяковский познакомился с молодыми революционерами-студентами, оказавших на него большое влияние. Маяковский полностью разделял взгляды большевиков и уже в 14 лет стал членом РСДРП. Но и царская охранка не дремала — несмотря на юный возраст его трижды заключали под арест. В камере он от своих убеждений не отказался, товарищей не выдал, а чтобы скоротать время рисовал на стенах куском угля и пытался сочинять стихи.
Закрепил художественные навыки Маяковский в Строгановке — далеко не самом лучшем художественном училище в то время, но у которого был один неоспоримый для Маяковского плюс — там не требовали справку о благонадёжности, с которой у будущего пролетарского поэта были большие проблемы.
Именно в Строгановке Маяковский создал свою первую «настоящую» картину — женский портрет натурщицы, написанной во время уроков в классическом реалистическом стиле.
Классический реализм ему быстро наскучил, а потому он всерьёз занялся авангардным направлением в живописи. Спустя два года Владимир Маяковский сдружился с футуристами Велимиром Хлебниковым, Давидом Бурлюком и Михаилом Ларионовым и начал рисовать свои картины в стиле футуризма.
Маяковский любил рисовать жирафов, возможно потому, что сам имел в училище кличку «жираф» за свой рост и вязанную жёлтую кофту, которую постоянно носил на занятиях. Впрочем, рисовал он и всякую другую живность — зебр, крокодилов, собак.
Это было необходимо, чтобы набить руку, для постоянной художественной практики. Но особенно любил он рисовать дружеские шаржи на своих знакомых и достиг в этом немалых успехов, чётко подмечая в них основные черты характера рисуемого человека.
В 1914 году Маяковский вступил в художественное объединение «Сегодняшний лубок». Там работали немало хороших художников, например, Казимир Малевич, Илья Машков, Давид Бурлюк и другие. Они рисовали всевозможные агитационные плакаты в стилистике народного лубка. Несмотря на кажущийся примитивизм, эта работа нравилась Маяковскому — по крайней мере, там можно было рисовать без занудного академизма, без тщательной зарисовки малейших деталей. В этих лубках на первый план выходила творческая идея, а не художественное исполнение, которое было довольно простым — аляповатая картинка, раскрашенная в 2–3 ярких цвета. Обычно эти лубки внизу имели надпись агитационного сатирического содержания, дополняющую нарисованную на картинках.
Набив руку на лубках, восхваляющие подвиги российских солдат во время Первой мировой войны Маяковский начал заниматься тем, что ему было куда ближе по идеологическим соображениям — работе в знаменитых Окнах сатиры РОСТА. Именно там талант Маяковского как художника проявился особенно ярко — лаконичные картинки, в которых нет ничего лишнего, а лишь яркие схематичные образы, врезающие в память при первом взгляде на плакат. Работы Маяковского считаются классикой плакатной живописи и оказали большое влияние на развитие этого вида искусства. Многие современные рекламные плакаты по своей сути близки к запоминающему схематизму Маяковского.
С 1923 года во времена нэпа Маяковский работал и над коммерческой рекламой. Он создавал плакаты ГУМу, Моссельпрому, Госиздату и Резинотресту. Сам рисовал, сам писал запоминающиеся короткие стихи на плакатах, призывающие покупать галоши или резиновые соски. Классикой стало знаменитое выражение «Нигде, кроме как в Моссельпроме». Когда некоторые критики указывали Маяковскому, что он занимается ерундой в ущерб времени, отведенному на настоящее искусство, то классик советской поэзии заявлял: «считаю стихи на плакатах поэзией самой высокой пробы». Хотя, понятное дело, было и вполне извинительное желание заработать на жизнь — во времена нэпа появилось много соблазнов, а Маяковскому хоть и была чужда буржуазная роскошь, лишние деньги никогда не мешали.
Маяковский любил рисовать и занимался этим всю свою короткую, так бессмысленно оборвавшуюся жизнь. Его рабочие записные книжки были заполнены рисунками, вперемежку со стихами и непонятно, что ему нравилось больше — рисовать или писать стихи. Ясно, что в стихосложении он добился куда больших успехов, но даже если он не был поэтом, то наверняка остался бы в истории живописи как талантливый художник, сумевший вознести искусство агитационного и рекламного плаката — сколь бы низким и примитивным оно не казалась некоторым художественным критикам на недосягаемую высоту.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи