ru
ru
Главная | Арт блог | «Профессор ночных кошмаров» Иероним Босх и его впечатляющие картины, которые уже 500 лет не дают покоя искусствоведам.
Назад
«Профессор ночных кошмаров» Иероним Босх и его впечатляющие картины, которые уже 500 лет не дают покоя искусствоведам.

«Профессор ночных кошмаров» Иероним Босх и его впечатляющие картины, которые уже 500 лет не дают покоя искусствоведам.

Поделиться в соц сетях:

Иероним Босх (1450–1516) — один из ведущих художников Северного Возрождения, даже спустя пять веков многое в творчестве Босха непонятно, хотя оно вдохновляет многих кинематографистов, писателей и художников. Не менее интересна и его личность — легенды о ней причудливо переплетаются с реальными фактами, впрочем, это обычное дело, когда речь идёт о человеке жившим так давно.

В картинах Босха очень много персонажей, примерно как у Питера Брейгеля Старшего, жившего позже, и далеко не все они существовали в реальности. Босх очень убедительно писал различных мифических существ, всевозможных обитателей ада, и причём в строгом соответствии с канонами религиозных сюжетов, где изображение на картине имеет нравоучительную основу.

Сад земных наслаждений

Иероним Босх жил в нидерландском городе Хертогенбос, и именно в его честь он взял себе псевдоним Босх. Многие жители этого городка занимались изготовлением органов и отливали колокола. Разумеется, этот род занятий накладывал определённый отпечаток на отношение к религии — все были истово верующие и даже состояли в религиозных общинах. Причём доходило до крайности — нельзя было просто улыбаться при встрече, поскольку это считалось грехом, да и вообще веселье — это не про жителей Хертогенбоса. А вот молитвы, бесконечные службы, признание собственного ничтожества перед Богом, частные мысли о смерти, как о возможности наконец обрести вечное блаженство для жителей этого городка были в порядке вещей и составляли обычное времяпровождение.

Возможно, подобная атмосфера и наложила определённый отпечаток на творчество и личность Босха — мрачного и загадочного гения. Смысл его картин разгадывают не одно поколение искусствоведов, поскольку они зачастую напоминают сложные ребусы, со множеством скрытых смыслов.

Воз сена

Личность Босха не менее загадочна. О нём мало достоверных сведений, поэтому биографам приходится идти наугад, строить определённые предположения и употреблять слово «возможно» чаще, чем этого бы хотелось.

Считается, что предки Иеронима Босха — Ван Акены, по происхождению были германцами, жили в городе Ахен и почти все занимались живописью. Потом переехали в тот самый город Хертогенбос, где Босх и родился.

Он учился у своих родителей и родственников, работал в домашней мастерской. Хертогенбос был крупным торговым центром, хотя в основном местная экономика и была завязана на обслуживании нужд церкви. Одной из ведущих организаций было Братство Богоматери — и именно на неё и работали в семье ван Акенов, где родился Босх. Причём очень успешно, им удалось построить хороший каменный особняк на самой престижной улице города. Сам же Иероним Босх сначала хотел стать священником, поскольку впервые его работы в Братстве Богоматери были созданы лишь в 28 лет — возраст по средневековым меркам более чем солидный. Возможно, Босх всё же решил продолжить дело своей семьи, оно и к лучшему, иначе мы бы не смогли любоваться его поистине незаурядными работами.

Искушение Святого Антония. Триптих

Кстати, с Братством Богоматери Босх сотрудничал всю жизнь — создавал фрески и расписывал алтари.

Он женился на богатой и влиятельной Алейт ван ден Меервейн и стал крупным землевладельцем. После столь выгодного союза Босх был принят в почётные члены Братства Богоматери, и его мнение имело большое значение в делах этой организации.

О деньгах Босху можно было уже не беспокоиться, однако он продолжил писать картины, но уже для самого себя, ради творчества, которое наверняка доставляло ему удовольствие. Написанные полотна он за мизерные деньги продавал в Братство, а иногда и дарил. Постепенно в его творчестве всё чаще стали проявляться иные мотивы, из-за которых Босха будут называть «профессором ночных кошмаров».

Босх всегда прославлял величие Бога и христианские добродетели, но делал это, изображая ужасы ада и сатану. Всё логично — нужно искренне верить в Бога, соблюдать все заповеди и не грешить иначе дорога прямиком в ад, существование которого для средневекового человека сомнений не вызывало. Но далеко не все могли наглядно представить, что ждёт грешников там, а Босх обладал впечатляющей фантазией и воображением. Потому и его ад очень убедительный, даже с учётом написания картин в иконографической стилистике и потому страшный.

Страшный суд. Фрагмент центральной панели

Босх очень не любил глупцов и слишком доверчивых простаков. Он считал их не менее грешными, чем настоящих воров и убийц, поскольку они способствуют появлению всевозможных мошенников и тем самым преумножают грехи. По этой же причине Босх плохо относился к торговле индульгенциями — доверчивые глупцы грешат и думают, что их грехи можно искупить за деньги, а священники наживаются на этом. Вряд ли человечество, оно раз допустило всё это, ждёт счастливое будущее, скорее оно обречено и надежды нет.

Фокусник

Подобный образ мыслей неизбежно сказывался на творчестве Босха — оно было мрачным и пессимистичным, хотя и очень талантливым.

А дальше начинаются догадки и предположения. Некоторые искусствоведы считают, что Босх был в Италии, а увиденные там картины Джорджоне и Леонардо да Винчи нашли отражение в его творчестве. Известная работа Босха «Распятая мученица», возможно, была вдохновлена работами выдающихся итальянских художников.

Распятая мученица

Его работы охотно покупали самые знатные и богатые люди, даже короли, как, например, король Испании Филипп 2, однако, многие из них не очень-то задумывались над картинами Босха, не пытались разгадать их тайный смысл, а просто считали своеобразными «страшилками» которые щекочут нервы.

Но несмотря на свои очень своеобразные картины, написать которые, по мнению искусствоведов, мог только человек немного не в себе, а то и безумец, Босх прожил жизнь спокойную и размеренную. Его картины нравились многим, даже служители церкви не находили в них ничего предосудительного, скорее всячески поощряли его творчество — чем больше человек боится адских мучений, тем больше денег готов потратить на покупку инквизиций и благо церкви.

Несение креста

Впрочем, в XVI веке пошли разговоры о «тайной ереси» Босха — слишком уж сложными и загадочными были его картины, оставляющие большой простор для различных толкований. Но Босха к тому времени уже не было в живых, а когда он умер, его торжественно похоронили в соборе св. Иоанна как выдающегося мастера своего времени — подобной чести удостаивались обычно лишь самые знатные и уважаемые люди.


Загадки и скрытый смысл в картинах современных художников на сайте галереи artalebrio.com. Общайтесь и покупайте картины напрямую у автора

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен VK TG Youtube FB IG

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!