Филипп Малявин (1869–1940) — русский художник. Появившись на свет в небольшом селе в Самарской губернии, он прожил свои последние дни в Ницце. Азы живописи осваивал в афонском монастыре, после — в Петербургской академии, будучи подопечным самого Ильи Репина.
Его работы — это уникально сочетание трёх художественных направлений: импрессионизма, экспрессионизма и модерна. Самой излюбленной темой Малявина начиная с конца девятнадцатого века являлся жизнь людей из народа, крестьянская тема, которая прослеживается в его творчестве до последних дней. Чего только стоит его работа «Девка» — предельно декоративная, ярко-праздничная, но при этом удивительно точно передающая дух несломленного русского народа, которого на всё и в веселье, и в работе, и в любви.
Девка
Его живописные картины являются отражением буйного характера художника, их сложно ограничить определенными стилистическими направлениями, и ещё они поражают размахом. Крайне редко Малявин работал с холстами меньше квадратного метра. Автору проще было передать задумки в напоре вихревых мазков, используя огненно-красную гамму цветов.
Чтобы понять, насколько глубоко видел, чувствовал и передавал эмоции этот удивительный художник, достаточно посмотреть на его картину «Вихрь».
Вихрь
Жизнь художника была настолько же безудержной и пёстрой, как и его работы. Он был выходцем из бедной крестьянской семьи, успел побывать послушником в Афонском монастыре, бедным студентом в Северной столице, пройти путь до известного и модного в европейских странах живописца.
Филипп Малявин. Автопортрет
Отечественные критики часто были недовольны подобным видением крестьянства: «слишком всё ярко и празднично, похоже на лубок, то ли дело работы мастеров-передвижников, вот у кого нужно учиться правдиво изображать жизнь крестьян». А вот западная публика боготворила самородка из глубинки и его уникальный стиль.
С самого юного возраста будущий художник лепил, рисовал, раздаривал свои работы желающим. Художественный талант он унаследовал от деда, который был замечательным мастером по дереву. Именно в наследство от дедушки он получил свои первые карандаши. Талант замечали даже соседи, которые уговаривали отца художника отправить мальчика учиться. У бедного хлебопашца едва хватало средств на жизнь, и тот не верил, что из крестьян можно выбиться в учёные.
Крестьянская девочка
Филиппу с юных лет легко давалась грамота, он учился у местного фельдфебеля. Из предметов искусств перед глазами он видел разве что иконы, а потому мечтал попасть в мастерскую на горе Афон. Художнику было шестнадцать, когда появился шанс отправиться с афонским монахом на обучение. Односельчане собрали талантливому юноше средства на дорогу в Грецию. Уже скоро он был послушником в русском Свято-Пантелеймоновском монастыре. Семь лет он жил послушником, пока не познакомился со скульптором Беклемишевым, который волей судьбы оказался на Святой горе.
Талант молодого человека впечатлил мэтра настолько, что он попросил монахов отпустить его из монастыря, помог поступить в Академию художеств и даже поселил у себя. Перед тем как начать рисовать на листе бумаге, Малявин его крестил, чем удивлял многих студентов. Всего за пару месяцев он прошёл программу фигурного класса.
Стремительная манера писать поражала и сокурсника Малявина художника Грабаря. Однажды однокурсник позировал ему и всего за один сеанс работа была готова.
Дипломной работой художника стала картина «Смех». Только благодаря заступничеству Репина Малявин получил диплом, поскольку коллеги не понимали уникального стиля молодого гения. Удивительно, но именно эта картина после европейской выставки 1900 года принесла автору признание.
Смех
К началу двадцатого века у автора уже были постоянные и солидные клиенты, солидные гонорары и звание академика. Решив несколько лет пожить в Европе, к 1906 году Малявин уже не одевался как бывший монах, но модные наряды смотрелись на нём чуточку нелепо.
Заработав приличное состояние в Европе, Малявин купил усадьбу под Рязанью. Ещё два десятка лет он проведёт там вместе со своей семьёй.
Автопортрет с женой и дочерью
Когда революция свершилась, Филипп пытался приспособиться к новым реалиям. Он даже открыл галерею, пробовал вести просветительскую деятельность, преподавать. Вот только приспособиться к жизни в новом режиме не сумел. Впрочем, не он один — подобная судьба была и у Константина Коровина и Зинаиды Серебряковой.
В начале двадцатых годов Малявин переехал в Берлин, потом жил в Париже и выбрал последним своим пристанищем Ниццу. Волна неприятностей его застала в 1940 году, когда он оказался в оккупированном Брюсселе. Гениального живописца арестовали и обвиняли в шпионаже. На тот момент художнику было уже семьдесят.
Но даже гестаповский начальник оказался благоразумным и разбирался в искусстве, отпустив Малявина домой. Вот только обратная дорога отняла последние силы. Во Францию из Бельгии он вынужден был добираться пешком, что стало настоящим ударом для пожилого человека. В Ницце его положили в больницу, где он и умер.
Бабы
Если верить легендам, то талант русского живописца с уникальным характером оценил даже сам Пикассо. Общаясь с искусствоведом, Пабло демонстрировал портрет Ленина Филиппа Малявина, который лично приобрёл и высоко ценил.
Портрет Ленина
Был у Филиппа Малявина и один секрет, который позволял создавать настолько уникальные, живые образы, покорившие Пикассо. Пикассо уверял, что истинная ценность картин Малявина вовсе не в красках, тонах, рисунке, а в характере духе, который можно уловить в работах автора и вот эту тонкую материю, в отличие от чисто технических деталей, передать может только истинный мастер.
Онлайн галерея artalebrio.com представляет широкий выбор современной живописи, графики, фотографии. Товары в различных направлениях от мастеров ручной работы. Покупай напрямую от автора себе в коллекцию или в подарок.
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи