ru
ru
Главная | Арт блог | ​«Руки противятся ему» Билла Стоунхема: мистика или гениальный маркетинг?
Назад
​«Руки противятся ему» Билла Стоунхема: мистика или гениальный маркетинг?

​«Руки противятся ему» Билла Стоунхема: мистика или гениальный маркетинг?

Поделиться в соц сетях:

Эта картина уже много лет неизменно оказывается в рейтинге самых страшных произведений современного искусства. Казалось бы, в самой мизансцене нет ничего пугающего: да, мальчик с серьезным лицом, девочка-кукла с пустыми глазами и виднеющиеся на заднем плане руки вряд ли вызывают позитивные эмоции, но не более того. Судьбу картины «Руки противятся ему» определила череда случайностей, превративших весьма тривиальную работу американского художника Билла Стоунхема в одну из самых узнаваемых и обсуждаемых картин двадцатого столетия.

Билл (Уильям) Стоунхем (Bill Stoneham) родился в 1947 году в Бостоне, штат Массачусетс, США. Проведя первые девять месяцев своей жизни в приюте, он был усыновлён приёмными родителями, которые и дали ему фамилию Стоунхем. Став художником, Уильям применял свои навыки в различных отраслях данной деятельности: он создавал изображения для игр, иллюстрировал книги и т. д.

Билл Стоунхем

Картина «Руки противятся ему» была написана в 1972 году. Сам Стоунхем не раз говорил, что это была одна из первых его работ – незрелая и не представлявшая лично для него особой ценности в то время. Именно поэтому художник легко расстался с ней в середине восьмидесятых, когда частный коллекционер Чарльз Фейнгартен купил почти все его картины за весьма скромную цену. В 1984 работа была продана актеру Джону Марли, но и у него она не задержалась надолго. Этот факт выяснился лишь спустя пару десятилетий, поскольку в то время полотно не представляло ни для кого интереса. Его судьба вообще не была никому известна ровно до тех пор, пока не произошло событие, после которого «Руки противятся ему» начал обсуждать весь мир.

Руки противятся ему

В начале 2000-х знаменитый интернет-магазин eBay только начал тестировать формат продажи товаров посредством онлайн-аукционов. Именно «Руки противятся ему» стала одним из первых лотов, причем успех был феноменальным. Личность продавца была засекречена, однако его сопроводительный комментарий к картине не мог не привлечь внимания. Анонимный торговец заранее извинялся и снимал с себя всякого рода ответственность за то, что теоретически может произойти с потенциальным покупателем картины. Интригующе, не правда ли? По словам продавца, он с супругой приобрел это полотно за бесценок в одной из провинциальных пивоварен, хозяин которого буквально подобрал его на помойке. Довольный удачной покупкой картины с «детским» сюжетом, мужчина повесил ее в спальне дочери. И дальше начало происходить страшное. Девочка страдала от кошмаров и даже утверждала, что по ночам дети выходят из картины и начинают стрелять друг в друга. Дабы развеять сомнения, родители установили в детской скрытую камеру. На записях, которые никто не видел (но у нас нет оснований не верить этим людям), кукла оживала и направляла револьвер в сторону мальчика. Звучит несколько сомнительно, поэтому продавец сам предположил, что все дело было в игре света и тени. Однако публика так впечатлилась историей, что отказывалась от любых адекватных объяснений. Со всех уголков света посыпались новые ужасающие истории. У одних картина вызывала животный ужас и учащенное сердцебиение, другие и вовсе теряли сознание. Так или иначе, стоимость лота мгновенно увеличилась в 5 раз.

Именно тогда к Биллу Стоунхему пришла невероятная популярность. Особо въедливые любители искусства раскопали еще больше странностей: как выяснилось, почти все предыдущие владельцы полотна умирали при загадочных обстоятельствах. Первый покупатель, тот самый Чарльз Фейнгартен, совершил суицид в год продажи картины, второй владелец, Джон Марли, не выжил после операции на сердце. Дальше пошло по накатанной: все, кто имел отношение к творению Стоунхема, и при этом имел неосторожность умереть, в глазах публики автоматически становился жертвой злополучной картины.

Журналисты буквально атаковали Стоунхема с просьбами раскрыть мистический смысл полотна, однако художник был непреклонен. В своих редких интервью он, напротив, старался снять со своей работы мистический ореол. По его словам, все было банально.

Детская фотография Билла

«Руки противятся ему» он написал еще в молодости. Вдохновением послужила его детская фотография, найденная случайно: на ней он запечатлен в возрасте 5 лет с соседской девочкой. Первые 9 месяцев после рождения мальчик жил в детском доме, пока не был усыновлен, а впоследствии он потратил немало усилий и времени на поиск своих родственников. Билл не знал своего прошлого и просто попытался уловить настроение того снимка – странное и немного тревожное. Именно поэтому на его работе у мальчика – достаточно напряженное лицо, девочка превратилась в куклу, а на заднем фоне появились едва различимые силуэты и руки. Просто так, для атмосферности. Искатели глубинных смыслов связывали руки с десятками жизненных возможностей, а стену позади мальчика и куклы с непреодолимыми препятствиями и границами. Билла устраивала такая версия. Казалось бы, тема исчерпана: никакого тайного смысла в картину заложено не было, никаких сопутствующих историй Стоунхем не рассказал. Ну а загадочные смерти предыдущих владельцев? Да просто совпадения!

фрагмент

Биллу Стоунхему неоднократно поступали очень выгодные предложения о создании копии картины, но он неизменно отказывался. Его не привлекала потенциальная прибыль от подобной затеи: более того, согласие на такие предложения он расценивал как предательство самого себя.

Тем не менее, спустя несколько лет художник решил продолжить историю с «Руки противятся ему». Быть может, он и не преследовал каких-либо коммерческих целей, хотя дальнейшие события намекают на обратное.

Сопротивление на пороге

Так, в 2004 году он пишет картину «Сопротивление на пороге». Разумеется, аналогия со скандальным полотном очевидна, только мальчик уже превратился в седого мужчину, кукла становится еще более фантасмагоричной и разобранной на части, а руки на заднем фоне- гораздо более явными. Новые детали, например, гигантские насекомые, создают колкое ощущение тревожности. «Сопротивление на пороге» не произвело фурора, однако, как и предполагалось, приковало еще больше внимания к «Руки противятся ему».

Порог откровений

В 2012 году Стоунхем пишет «Порог откровений», композиция в которой несколько иная, но при этом картина является очевидным смысловым продолжением двух предыдущих. Главный герой, склонившийся над водоемом, постарел еще больше, а кукла превратилась в живую девочку, держащую в руках маску. И вновь художник объяснил публике символизм этой работы. Дело в том, что незадолго до начала работы над полотном Билл нашел свою младшую сестру, которую он не видел более 50 лет. Вот почему эта картина стала для него отражением безвозвратно утекшего времени, но при этом наполнена жизнью и почти лишена тяжелых эмоций. По странному совпадению сестра Стоунхема умерла в год появления «Порога откровений», однако художник по-прежнему отрицал какую-либо мистическую составляющую в своем творчестве.

Руки изобрели его

В 2017 году история с «Руки противятся ему» обретает ошеломительное завершение. В цикле появляется последняя картина «Руки изобрели его» - уже по-настоящему пугающая, полная странных символов. В ней художник проводит зрителя внутрь первой скандальной работы. Да, именно в ту комнату, из которой виднелись руки и силуэты в мистическом полотне 1972 года. Теперь мы находимся внутри, вместе с еще одним мальчиком в синей рубашке, в то время как первый герой по-прежнему стоит снаружи рядом с куклой. Старый велосипед, сломанный каменный пол, из-под которого виднеются лица, зловещие ловцы снов и ветви-змеи, пронзившие стены: реальность внутри комнаты оказывается еще более гнетущей, чем атмосфера снаружи. При этом старина Билл по-прежнему дает вполне банальные объяснения символике картины. Дескать, тут он подразумевал несбывшиеся возможности и разрушающееся в пыль прошлое.

Что ж, у Стоунхема получилось! Получилось сделать так, чтобы работы, которые многие критики называли посредственными, получили мировую известность. Цикл картин «Руки противятся ему» стал самым значимым в творчестве Билла Стоунхема. Сегодня художник по-прежнему активно работает, преимущественно в формате digital art, однако его востребованность все еще базируется на той странной комнате, из которой удалось выйти не каждому.


Большой выбор подароков ручной работы, картин, предметов декора - выбирайте в каталоге маркетплейса artalebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!