ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Когда нельзя, но очень хочется. Ню на картинах Густава Курбе и русских художников
Назад
​Когда нельзя, но очень хочется. Ню на картинах Густава Курбе и русских художников

​Когда нельзя, но очень хочется. Ню на картинах Густава Курбе и русских художников

Поделиться в соц сетях:

В предыдущих публикациях по теме ню в искусстве мы познакомились с историей зарождения этого жанра, узнали о древнегреческой статуи признанной эталоном женской красоты, о «неприличных» картинках средневековых японских художников, называемых «сюнга», которые они создавали, чтобы научить молодожёнов — а в то время женились и выходили замуж достаточно рано, как правильно вести себя в первую брачную ночь. Поговорили о новаторстве Рафаэля Санти, которое вряд ли простили какому-нибудь другому художнику, о ню эпохи Возрождения, когда были созданы многие шедевры, в частности, замечательная картина Боттичелли «Рождение Венеры».

Боттичелли. Рождение Венеры

Продолжили публикации рассказом о фривольном ню эпохи Рококо, о художниках Буше и Фрагонаре, творивших в то время, и некоторых их неприличных даже по современным меркам картинах, созданных для знатных и богатых заказчиков, не отличавшихся строгостью нравов.

Познакомились со знаковыми работами неоклассициста Жана Огюста Доминика Энгра, любящего и умеющего замечательно писать обнажённую натуру, и провокационными картинами французского импрессиониста Эдуарда Мане, которые вызвали немалый скандал, когда Мане осмелился их представить на суд зрителей.

Надеемся, дальше будет ещё интереснее.

Кроме импрессиониста Эдуарда Мане, оскандалился на теме ню даже такой приверженец и мастер реализма как Гюстав Курбе. И речь идёт не о его предельно откровенной работе «Происхождение мира», которая была создана для частного заказа или даже не о картине «Спящие», которая явно намекала на нетрадиционные отношения между девушками, а, на первый взгляд, вполне благопристойное полотно «Купальщицы», изображающее двух крестьянок в стиле реализма.

Гюстав Курбе. Купальщицы

Вот как раз из-за своего стремления показать реальность предельно натуралистично — так, как наверняка видел в действительности сам Курбе, эта картина подверглась самой настоящей волне критики, даже более ярой, нежели картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Наполеон III, увидев её, ударил хлыстом, который держал в руке. Критиковали даже друзья Курбе, в частности, Эжен Делакруа, намекая на «вопиющую вульгарность форм». Ну а больше всего критиков возмутили грязные ноги крестьянки — «такому вульгарному натурализму нет место в живописи, искусство должно побуждать высокие чувства, а низкого полно в обычной жизни, и незачем отображать его на холстах».

И даже тот факт, что крестьянки в XIX веке не особенно задумывались о чистоте своих ног во время купания, да и в обычной жизни, Курбе не изменил.

В России ню писали не очень-то активно, да и Третьяков подобные картины никогда не покупал, поскольку был моралистом и поборником семейных ценностей, а многие художники подстраивались под его вкусы. Впрочем, были и исключения. Например, Илья Репин написал свою картину «Садко» для Парижского салона 1876 года, когда был в Париже.

Илья Репин. Садко

Там её приняли вполне благосклонно, отмечали достоверное отображение морского дна, и не зря — Репин подошёл к написанию картины очень основательно, посетил морской аквариум в Берлине, хрустальный дворец в Лондоне и океанариум в Париже. Потому и морское дно на картине достоверное, но одновременно сказочное, причудливое и очень красивое.

И ню на этой картине выглядело очень гармонично — а как ещё должна выглядеть сказочная морская принцесса? Напротив, следующие за первой, одетые в богатые платья подводные красавицы, уже напоминают обычных девушек, что не очень-то связывается с образом морских обитательниц. Ну а по сюжету былины Садко выбрал в жёны простую русскую девушку Чернавку в традиционном русском наряде, которая стоит несколько поодаль, так-то никакие полуобнажённые подводные красавицы его не соблазнили. Был и скрытый смысл этой картины — подводные красавицы олицетворяли собой различные художественные направления, но Репин всегда склонялся к критическому реализму, в котором и преуспел. Даже импрессионизм критиковал «за пустоту», хотя и впечатлился техникой написания картин.

Впрочем, писал ню даже самый высокооплачиваемый русский художник Константин Маковский, специализирующийся на портретах богатых заказчиков и отображение красочной идеализированной русской старины.

Константин Маковский. Русская красавица

Правда, назвал он свою картину «Русалки», написана она была по мотивам славянских поверий в 1879 году. Нелишняя предосторожность — назови он её как-нибудь по-другому, изобрази обычных купающихся девушек, да ещё в натуралистической манере как Курбе проблем бы и вала критики не избежал. А так все довольны, все приличия соблюдены. Всё хорошо, прекрасная маркиза.

Константин Маковсий. Русалки

Впрочем, позднее он писал уже картины в стилистике импрессионизма, как, например, «Красавица, готовящаяся к купанию». Картина написана широкими мазками, фон почти не прорисован, и он не отвлекает от главного — красоты девушки.

Константин Маковский. Красавица, готовящаяся к купанию

Там запечатлён момент здесь и сейчас, столь характерный для импрессионистов, да и тема совсем не вяжется с задачами критического реализма, это чистое искусство ради красоты.

В эпоху модерна писали ню представители художественного объединения «Мир искусства», черпающие вдохновение в искусстве прошлого — барокко и рококо, которое переделывали в соответствии со своим видением и стилем написания картин. Например, Зинаида Серебрякова в 1911 году написала картину «Купальщица» — поступок достаточно смелый, не так давно женщинам вообще не разрешалось работать с обнажённой натурой. Многие думают, что Купальщица — это сама Зинаида Серебрякова, поскольку сходство налицо. Но это её сестра Екатерина, и Зинаиде удалось удивительным образом показать чувственность и невинность девушки.

Зинаида Серебрякова. Купальщица

Купальщица абсолютно естественная, взгляд спокойный и заинтересованный — наверняка что-нибудь интересное и забавное разглядела неподалёку, вот и улыбается легко и непринуждённо. Это чистое восхищение красотой, искусство ради эстетики, без желания поднять какие-нибудь серьёзные вопросы, столь характерного для передвижников. И у Серебряковой восхитительно получались именно такие картины, возможно и потому, что натурщицы её совершенно не стеснялись, вели себя максимально непринуждённо, а у Серебряковой с лихвой хватило мастерства, чтобы эту непринуждённость запечатлеть.

В следующей статье по этой теме поговорим о рубенсовских красавицах Кустодиева, ню советских художников и о современных тенденциях и знаковых живописцев в этом жанре. Оставайтесь с нами, будет интересно.

А что вы думаете о представленных картинах — пишите в комментариях. Лайк и подписка — лучшая награда для автора.


Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.

Мы в соц. сетях

Dzen, VK, Tg, FB, Instagram

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!