Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798–1863) — французский живописец, признанный многими художественными критиками самым влиятельным представителем романтизма.
Делакруа произвёл настоящую революцию в живописи, он стал писать сцены из современной жизни, не зацикливаясь на строгих жанровых канонов классицизма. Воплощал на холсте и литературные сюжеты, а не только древнегреческие мифы и сцены из библии. Да и картины писал видимыми мазками, они были более насыщенными по цвету, чем это было принято в классицизме, а мазки и цветовая палитра являлись важными элементами полотна, определяли его смысл и настроение, примерно как композиция, жесты и сюжет.
Резня на Хиосе
Делакруа писал всегда в очень жарко натопленной художественной мастерской, а шею обматывал шарфом. В своё время ещё в молодости он основательно простудился и теперь у него часто болело горло. Однако во время работы забывал обо всём, кисть летала над натянутым холстом, на нём постепенно появлялись очертания очередного шедевра, а на улице, несмотря на холодную промозглую зимнюю погоду — даже в Париже зимой в то время было прохладно, за ним через окно с восторгом наблюдали двое юношей. Его работа вселяли в них восторг и восхищение, они внимательно всматриваются в каждый жест великого художника и даже специально сняли за приличные деньги убогую комнатушку рядом с его мастерской, чтобы можно было следить работой Эжена Делакруа. Юноши амбициозны, они мечтают покорить Париж, выставлять свои картины на Парижском салоне, а зовут их Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар.
Эжен Делакруа. Автопортрет
Эжен Делакруа родом из влиятельной и богатой семьи, отец в своё время служил министром иностранных дел Франции, потом послом. Его должность министра занял Талейран, и этот ловкий политик и дипломат, сумевший сохранить свою завидную должность при трёх политических режимах, часто захаживал к Делакруа в гости. Но не только ради общения с бывшим министром и возможности хорошо пообедать. Есть мнение, что Эжен был внебрачным сыном Талейрана, но сам Эжен никогда не давал повод считать именно так, и никогда не упоминал об этом. Он искренне любил своего отца — человека порядочного, честного, открытого, умного и неподкупного, практически противоположности Талейрану. Жаль только, что тот умер рано — когда сыну исполнилось 7 лет.
Эжен был мальчиком нервным и эмоциональным, часто попадал в различные неприятности, а ещё он любил с глубокомысленным видом сообщать взрослым азбучные истины, которые они и так прекрасно знали. Что-то вроде учителя Ипполита Ипполитовича из рассказа Антона Чехова, всем твердившего, что «Волга впадает в Каспийское море».
Когда он подрос, то стал учиться в Императорском лицее на полном пансионе, благо мама могла заплатить за подобное обучение. Там он каждое утро начинал с новостей об очередных победах Наполеона Бонапарта, изучал латынь и греческий язык, азы математики. Но больше всего любил Делакруа рисовать, хотя тогда и не думал становиться художником, в отличие от многих других живописцев, уже с детства и отрочества определивших свой жизненный путь, как, например, Василий Тропинин. А ещё Делакруа там научился превыше всего ценить собственную честь и дружбу, которые считались высшей ценностью.
Драка арабских лошадей.
В 1814 году во Франции союзная армия захватила Париж, Наполеон был вынужден отречься от трона и вся прежняя французская элита, к которой принадлежал отец Эжена Делакруа, оказалась в опале. Будь он жив, его наверняка ждало бы изгнание, а то и казнь, но Шарль Делакруа уже давно умер, а потому семья Эжена просто обеднела и лишилась большей части своего состояния и влияния. Мама Эжена после подобного умерла через несколько месяцев и в 15 лет он остался полным сиротой.
Эжен стал жить у замужней старшей сестры и там научился тщательно рассчитывать свои скудные финансы, всегда элегантно выглядеть даже в старом костюме, лазить по ночам в спальню служанки, рисовать карикатуры для французских газет, чтобы подзаработать немного денег. Он стал учиться у французского художника Герена и часто ездил от сестры в его мастерскую. От подобных поездок совершаемых в независимости от погоды на улице он постоянно простужался и в итоге основательно застудил себе горло.
Жизнь Делакруа была непростой, многогранной и насыщенной. Было у него много побед, но случались и провалы. Уже первая представленная им на Парижском салоне картина «Данте и Вергилий в Аду» была отмечена золотой медалью, хотя и тогда некоторые критики пренебрежительно писали: «слабое подражание Рубенсу, написано как будто пьяной метлой».
Данте и Вергилий в Аду (Ладья Данте)
Впрочем, недовольные творчеством Делакруа имелись всегда — он стал новатором, разрушителем стереотипов, а любое новшество некоторыми консерваторами всегда воспринимается в штыки. Однако наряду с золотой медалью Делакруа вручили и 2 тыс. франков и с нуждой было покончено.
Но когда ему вздумалось представить картину «Смерть Сарданапала», то художественные критики были очень недовольны - как можно было писать на переднем плане обнажённую девушку, отчаянно питающую сохранить свою жизнь в руках жестокого убийцы?
Смерть Сарданапала
Для того времени это был нонсенс, невиданный скандал, Делакруа обвиняли в восхищении бесстыдным обнажённым телом и жестокостью. Хотя своего он добился — его полотна привлекали внимание, а любой художник скажет, что лучше скандальная слава, чем вообще никакой и полное равнодушие.
В 1830 году во Франции произошла июльская революция, и многое переменилось. Для Делакруа перемены были в лучшую сторону, прежняя опала спала, а он, вдохновлённый новыми революционными настроениями пишет знаменитую картину «Свобода, ведущая народ».
Свобода, ведущая народ
Именно по ней многие у нас знают этого художника, хотя выдающихся картин у него немало, однако благодаря своей революционной направленности в Советском Союзе она была очень популярна несмотря на обнажённую женскую грудь. Сама Свобода — образ аллегорический, Делакруа написал её в виде молодой и прекрасной женщины в колпаке якобинцев, ведущей народ через баррикады.
А потом была поездка в Марокко, откуда он привёз незабываемые впечатления из совершенно другой страны и другой культуры - необычной, экзотической, манящей для художника. Яркие краски, интересные образы, в Марокко Делакруа делает множество этюдов, а уже вернувшись во Францию, продолжил работать над ними, создавая по их мотивам и своим воспоминаниям удивительные картины, которые в течение 10 лет выставлял на Парижском салоне.
Алжирские женщины в своих покоях
Его слава росла, и Делакруа пригласили расписывать знаменитые французские дворцы — Лувр, Люксембургский и Бурбонский. Он расписал множество стен и потолков, но эта работа не была для него мучением, как для Микеланджело во время росписи Сикстинской капеллы, она приносила радость и удовлетворение. Больше чем расписывать стены и потолки Делакруа любил разговоры и общение с друзьями. Их у него было множество, с интересным собеседником он мог проходить всю ночь напролёт, ведя неторопливую беседу, а потом отдохнув, вновь залезал на леса, расписывать очередную стену или потолок.
Одалиска
Во времена Второй французской республики Делакруа, смертельно уставший от социальных потрясений и растеряв весь свой революционный пыл, уедет из Парижа. Будет выращивать виноград в своём небольшом поместье, делать вино и тихо доживать свой век. Наверняка не зря — мало у какого художника не уничтожили больше картин во время очередной смены режима, чем у Эжена Делакруа.
Купить картину современных художников и товары мастеров рукоделия - на сайте маркетплейса artAlebrio.com
Мы в соц. сетях
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи