Сандро Боттичелли (1445–1510 гг.) — один из величайших мастеров Возрождения, чьи работы были вначале очень популярны, а потом оказались забыты на 300 лет. Лишь в середине XIX века благодаря стараниям прерафаэлитов о Боттичелли вспомнили вновь. Но почему его прекрасные картины оказались невостребованными и как наконец на них обратили внимание мы и расскажем в этой статье.
Сандро Боттичелли. Фрагмент картины “Поклонение волхвов” (автопортрет).
Одна из лучших картин Боттичелли «Рождение Венеры», была написана им в 1482—1486 годах, когда Боттичелли был уже зрелым художником, через много чего прошедший и много чего повидавший. Боттичелли — мастер построения композиций, творческого поиска, его картины хоть и относительно простые, но тщательно продуманные, там нет ни одной лишней детали, нет нагромождения аллегорий и фигур, так характерных впоследствии для маньеризма. Красота в простоте и чистоте линий — это про Боттичелли.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры
В центре картины — Венера на раковине, справа — бог ветра Аура, слева — Зефир, они и подгоняют раковину к берегу. Венера, как и положено древнегреческой богини любви, невообразимо красива, воистину кажется, что таких девушек и женщин быть не может, хотя и у неё был свой вполне реальный прототип, с которого Боттичелли и писал Венеру, Мадонну, да и многие другие прекрасные женские образы на своих картинах.
Картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, он был двоюродным братом самого герцога Лоренцо Великолепного, флорентийского правителя, которому и принадлежала власть в этом городе.
Кстати, сами Медичи были людьми очень образованными, симпатизировали писателям, поэтам и философам, давали им хорошо оплачиваемые заказы, помогали материально. Они прекрасно понимали, что таким образом покупают себе бессмертие, воплощённое в картинах и художественных произведениях, и останутся в памяти народной не только как правители, но и покровители искусств. Так-то неудивительно, что среди против художников и поэтов к Медичи прибился и Боттичелли. Он очень уважал своих заказчиков, восхищался их великодушием и мудростью. А все заказы выполнял не на страх, а на совесть, полностью выкладываясь при написании каждой картины.
Весна. Фрагмент картины.
Понятие красоты у Боттичелли было вневременное, а сам он настоящий эстет. Например, мадонны Рафаэля по современным меркам слишком уж скромные и кроткие, вряд ли такие образы женщин были бы востребованы в современной модной индустрии, не место им и на обложках глянцевых журналов. Хотя бессмысленно отрицать их совершенно неземную красоту, но смотреть на них хорошо лишь с мыслями, с какими мы смотрим на икону, несмотря на всю их незаурядную художественную ценность.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна
Ну и тем более несовременны рубенсовские или кустодиевские женщины — пышнотелые красавицы, которые приводят в ужас некоторых современных модных модельеров не совсем привычной ориентации. А вот Боттичелли писал так, что его модели не кажутся прекрасными образами с икон и одновременно соответствуют современным стандартам красоты. Например, его нимфы невероятно красивы внешне, но при этом похожи на обычных чувственных девушек, готовых любить и быть любимыми.
Но одновременно чувство стиля у Боттичелли безупречное, тонкую грань между пустой декоративностью и истинной красотой он никогда не переходит. Его картины, в отличие от работ Вильяма Бугро никто и никогда не упрекал в пошлости и излишней слащавости.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Фрагмент.
Всё дело в богатом внутреннем мире изображённых Боттичелли богинь и мадонн. Венера не просто красивая, она ещё и умна, добра, наверняка умеет прощать и искренне любить — это легко определяется по её взгляду слегка грустному и задумчивому, по наклону головы, свидетельствующему о чувстве собственного достоинства, но при этом отсутствии какой-либо ненужной гордости и чванства. Венера просто выше всего этого, на картине Боттичелли она истинная богиня любви — прекрасная и чуждая людских пороков.
И интересная особенность Венеры Боттичелли в том, что она сочетает себе внешнюю красоту древнегреческой Венеры и внутреннюю красоту христианской Мадонны.
Многие женские образы Боттичелли напоминают прекрасную Симонетту Веспуччи — девушку чудной красоты, первую красавицу во Флоренции. Боттичелли навеки запечатлел этот образ в своих бессмертных произведениях.
Сандро Боттичелли. Мадонна.
В 1469 году 16-летняя Симонетта венчалась в церкви с Марко Веспуччи, которому тоже было 16 лет. Именно его родственник Америго Веспуччи впоследствии совершит то самое знаменитое путешествие в Южную Америку, и по имени которого и будет назван этот континент.
Вся флорентийская знать присутствовала там, и наверняка в дальнем углу сам Боттичелли, поскольку его, как не очень знатного художника, вряд ли пустили в первые ряды. Но и увиденного издалека ему хватило, чтобы навсегда запомнить её ангельский лик.
Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины.
В неё были влюблены многие богатые и знатные мужчины, в том числе Джулиано Медичи — брат правителя Флоренции Лоренцо Великолепного Медичи. Но нет никаких данных, что они были любовниками, скорее всего, дело ограничилось лишь красивой платонической любовью, всё, как в рыцарских романах. Джулиано дрался за Симонетту на рыцарских турнирах, а Симонетта, как благовоспитанная и замужняя дама, могла уделять лишь чисто символические знаки внимания своему рыцарю.
К сожалению, судьба Симонетты сложилась не очень счастливо — в 1476 году она умерла от чахотки. Спустя два года был убит и Джулиано — как истинный рыцарь он кинулся на заговорщика с ножом, который попытался убить его брата-правителя, и был смертельно ранен. И по какой-то нелепой иронии судьбы это произошло в злосчастный день смерти Симонетты.
Именно Симонетту и изобразил Боттичелли в образе Венеры, на своей картине. Предполагается, что он был тайно влюблён в неё, восхищался её красотой, но что может уже возрастной художник противопоставить богатому, молодому и знатному Марко Веспуччи? Потому и любовь та была исключительно платоническая, безнадёжная, и воплощалась в потрясающих работах Боттичелли.
Три грации. Фрагмент картины Весна.
Но до середины XIX века никто всерьёз и не воспринимал картины Боттичелли, его считали не шибко даровитым художником второго эшелона, которых множество. Всё дело в том, что тогда все были пленены Мадоннами Рафаэля, который писал масляными красками, умел использовать новаторские тончайшие лессировки, то есть писать полупрозрачные слои краски, в итоге его Мадонны были более живые и естественные. А Боттичелли работал по старинке, темперными красками. Они быстро сохли, их нельзя было наложить в несколько слоёв, и изображение получалось не столь живыми и неотличимыми от реальности.
Сандро Боттичелли. Весна.
А ещё были претензии к композициям. По мнению некоторых искусствоведов, они слишком примитивные, коллажные — герои его картин просто стоят в ряд, там нет каких-либо сложных многофигурных и многоэтажных композиций, которыми особенно славился наш художник Василий Суриков. Да и у Рафаэля всё сложнее и продуманнее.
Рафаэль Санти. Положение в гроб.
Поколениями художники ориентировались на Рафаэля, переписали каждый жест с его картин, каждую композицию и в какой-то момент пришло время сказать: «хватит, сколько можно повторяться, неужели, кроме Рафаэля нет других мастеров кисти?»
Так появились направление прерафаэлитов, представители которого ставили целью своего искусства противопоставление косности академизма и слепого подражания классики. Именно они и обратили внимание на других художников, стали брать их работы в качестве примера и одним из них и был Боттичелли и его прекрасная Венера.
Большой выбор живописи вы можете найти на сайте галереи artalebrio.com. Покупайте картины напрямую у автора. Предметы искусства должны жить в каждом доме!
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи