ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Почему картины Рубенса стали высмеивать в XIX веке, хотя до этого все восхищались его творчеством?
Назад
​Почему картины Рубенса стали высмеивать в XIX веке, хотя до этого все восхищались его творчеством?

​Почему картины Рубенса стали высмеивать в XIX веке, хотя до этого все восхищались его творчеством?

Поделиться в соц сетях:

Питер Пауль Рубенс 1577–1640 — фламандский художник, ведущий живописец эпохи барокко. Он был очень многогранным художником — писал и пышнотелых красавиц — именно после знакомства с его картинами появился знаменитый термин: «рубенсовские женщины», жанровые сцены, картины на мифологические, исторические и религиозные сюжеты, пейзажи и портреты. Своими учителями считал Тициана и Питера Брейгеля-старшего, поскольку опирался на их творчество и уделял большое внимание композиции на своих картинах, которая часто была тщательно продумана и в отличие от многих других художников рангом пониже, не казалась напыщенной и надуманной. Позы и жесты персонажей на полотнах Рубенса были вполне естественные, театральности почти не наблюдалось, а это и есть во многом показатель истинного мастерства художника. Он умел виртуозно работать с цветом, и был очень внимателен к деталям.

Снятие с креста

Однако оценки творчества Рубенса противоречивые. Художники старой формации, например, Эжен Делакруа считали его непревзойдённым гением, мастерство которого неоспоримо. Делакруа рекомендовал всем своим ученикам перерисовывать картины Рубенса, чтобы лучше осознать его стиль и понимание живописи. Но вот Пикассо считал картины Рубенса «учебниками истории», «иллюстрациями к бульварному чтиву» и откровенно не любил его творчество. Впрочем, тут можно и поспорить, отдавая дань таланту Пикассо, всё же не стоит принижать картины Рубенса, он был художником своей эпохи и своих требований к живописи. Если бы он постоянно менял свой стиль, как Пикассо и писал картины в его духе, то вряд ли смог добиться хоть какого-нибудь успеха, а его наверняка посчитали сумасшедшим.

Последнее причастие Франциска Ассизского (фрагмент)

Впрочем, Рубенс умел очень убедительно изображать безумцев, людей в состоянии скорби, отчаяния, бьющихся в припадке и в любых крайних состояниях душевного расположения, в том числе в радости и в восторге. Причём Рубенс был очень спокойным и рассудительным человеком, он совсем не напоминал нервных и меланхоличных художников как, например, Михаил Врубель или Исаак Левитан, не увлекался чрезмерно женщинами как Густав Климт или Оскар Кокошка. Его письма — это деловая и дипломатическая переписка, он дважды был женат и нет никаких свидетельств о его любовных похождениях на стороне. Да и к творчеству относился как к работе, за которую ему хорошо платят и которая должна нравиться заказчику.

Максимилиан I (император священной римской республики)

Возможно, именно такой подход и вызвал недовольство многих художников и критиков в XIX веке. Делец от искусства, подхалим, пытается всячески угодить королям и богатым заказчикам, организатор поточного производства по написанию картин. Как только Рубенса не называли. Но время всё расставило по своим местам. Вскоре критики поутихли, а его творчество вновь стало востребованным и восхищать всех любителей искусства.

Охота на тигров и львов

Отец Питера Рубенса Ян Рубенс был юристом, который, на свою беду, посмел завязать отношения с принцессой Анной Саксонской. Это не понравилось никому, сама Анна ещё отделалась внушением, а вот любвеобильному Яну Рубенсу пришлось срочно уезжать в Германию в попытках скрыться от казни. Всё его состояние осталось на родине и пошло с молотка, чтобы откупиться от возмездия. Жена занималась выращиванием овощей, а Ян сидел дома, не смея заниматься юридической практикой, иначе был бы быстро разоблачён. Однако это позволило получить его детям отличное образование — Ян от безделья старательно обучал их всему, что знал сам. Питер уже к 10 годам знал латынь, иностранные языки и читал античную литературу.

После смерти главы семейства мама Рубенса с детьми наконец могла вернуться в Антверпен. Там Питер поступил в пажи, но в 13 лет совершенно неожиданно всерьёз увлёкся живописью и рисовал всё свободное время. Он обучался у нескольких учителей, тщательно перерисовывал картины классиков, но пока ещё не написал ни одну по-настоящему выдающуюся картину. Чтобы ознакомиться с шедеврами живописи, Рубенс поехал в Италию — обязательное место для посещения любого уважающего себя художника в то время.

Похищение дочерей Левкиппа

Ему повезло устроиться художником у богатого герцога Винченцо Гонзага у которого имелась отличная коллекция картин, собранная с безупречным вкусом. Рубенс тщательно изучал её, выполнял необременительные заказы за неплохие деньги и заодно объездил с Винченцо всю Италию. Поездка в эту страну для Рубенса была очень плодотворной — он сделал множество зарисовок и эскизов, написал немало портретов, а главное — научился не заискивать перед сильными мира сего и всегда быть верным своему стилю в живописи и самому себе. Истинное искусство всегда будет востребовано, и Рубенс это прекрасно понимал, благо уверенности в своих силах и даровании у него было немало.

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет

Рубенс вернулся в Антверпен и вскоре завоевал репутацию блестящего художника. Самые выгодные заказы следовали один за другим, а Рубенс при этом мог диктовать свои условия. Он установил достаточно высокие цены за свои работы, картины, написанные им самим, стоили вдвое дороже, чем других художников из организованной Рубенсом мастерской. А желающих стать его учениками было множество, и Рубенс отбирал самых талантливых. Например, он пригласил работать Антониса ван Дейка несмотря на его сложный характер и запредельное самомнение.

Его приглашают все ведущие монархи расписывать дворцы или на должность придворного живописца. Рубенс соглашается, работает много и с безупречным качеством, и у всех складывается мнение о Рубенсе как о человеке умным, деловым и образованным. В итоге он перерос уровень обычного художника, к которым тогда, несмотря на весь их талант, относились просто как к одарённым ремесленникам. Питер стал дипломатом, вёл переговоры по поводу мирного соглашения после 30-летней войны между Англией и Испанией и сыграл в них немаловажную роль по мнению историков.

Хотя, возможно, Рубенс просто хотел отвлечься таким образом от тяжёлых мыслей после кончины его горячо любимой жены. Он женился достаточно поздно — в 31 год, зато на девушке, которую любил всю свою жизнь и ни разу за 17 лет совместной жизни не изменял ей — далеко не частый случай среди творческих людей.


Портрет Изабеллы Брант, первой жены Рубенса

Но к сожалению, его жена — Изабелла Брант умерла на 35 году жизни от чумы, и Рубенс пытался забыться в политике, дипломатии, путешествиях и живописи. Спустя четыре года он вновь женится, на сей раз на совсем юной 16-летней Елене Фоурман.

Шубка. Портрет Елены Фоурман

Ему тогда было уже 52 года, Елена годилась если не во внучки, то в дочери точно, но подобные браки в то время были в порядке вещей. Они прожили вполне счастливо 10 лет, Елена родила ему четырёх детей и во время кончины художника вынашивала пятого. Когда к умирающему Рубенсу пригласили священнослужителя для причастия, то того по улицам Антверпена сопровождала трёхтысячная толпа безутешных горожан, которые хотели в последний раз поблагодарить Рубенса за его чудесные картины.


Холст, масло, акрил, пастель, акварель, чернила - большой выбор техник и материалов на картинах современных художников на сайте маркетплейса artalebrio.com.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!