Жан Эдуар Вюйар (1868–1940) — французский художник-постимпрессионист, получивший прозвище «интимный наби», поскольку он предпочитал писать камерные портреты своих знакомых и всегда в окружении интерьера — обстановки их собственного дома, в саду, где они работают или проводят время. Все мелкие детали и вещи, которые окружают людей, лучше раскрывают их характер и внутренний мир, нежели выражение лица, которое на картинах Вюйара часто плохо прописано или вообще неразличимо.
Портрет Мизии Натансон
По мнению художника, люди никогда не окружают себя вещами просто так, случайно, напротив, чаще всего придерживаются определённых вкусов, и живописец должен их раскрыть на своих картинах, поскольку они — отражение личности. Достаточно спорное утверждение — люди часто покупают те или иные вещи просто потому, что попались на глаза и стоят дёшево.
Впрочем, заказать картину или цветную литографию у Вюйара, когда он получил определённую известность, стоило приличных денег, да и создавал он их зачастую огромными, подходящими больше для дворцов и роскошных особняков, нежели обычных домов.
Площадь Вентимилья. Пятипанельная ширма для Маргариты Шопен
Однако, ему легко удавалось находить общий язык с богатыми заказчиками, он дружил с крупными банкирами, арт-дилерами, считался своим в богемной среде, но при этом так и не женился и прожил всю жизнь в скромной квартире вместе со своей мамой. Да и по характеру был человеком скромным и стеснительным, предпочитал больше молчать и слушать собеседника, нежели говорить, в общем, полная противоположность образу классического художника — харизматичного, эпатажного, удивляющего публику своими перформансами и нестандартными поступками как великий сюрреалист Сальвадор Дали, или король поп-арта Энди Уорхол.
Но не нужно думать, что Эдуар Вюйар сторонился женщин, возможно, он не был записным Дон Жуаном как Густав Климт или Франсиско Гойя, но и затворником, как Морис Утрилло, его назвать сложно. Просто он влюблялся в замужних женщин, богатых и неприступных, которые никак не хотели бросать свою семью ради художника. И в своих картинах он чаще изображал женщин и детей, а мужчины были похожи на нелепых комичных чудаков.
Жан Эдуар Вюйар. Автопортрет.
Возможно, он так пытался компенсировать свою тоску о несбыточном семейном счастье, хотя если бы снизил свои требования к дамам, попытался завязать с кем-нибудь отношения из своего круга, то наверняка сумел бы создать семью. Но не исключено, что это просто не нужно было самому художнику — ему интереснее было влюбляться в некий идеал, прекрасный и неприступный, а скучная семейная жизнь — не для него.
Эдуар Вюйар рано остался без отца — тот умер, когда будущему художнику исполнилось 16 лет, с тех пор и так не слишком богатая семья стала нуждаться в деньгах ещё сильнее. Однако его мама была женщиной деловой и быстро организовала у себя дома швейную мастерскую, где работала она и её младшая дочь.
Интерьер, мать и сестра художника
Вюйару повезло — ему удалось устроиться как сыну умершего отставного капитана в престижный французский лицей Кондорс, где в своё время обучался распутный карлик и своеобразный художник Анри де-Тулуз-Лотрек. А сам Эдуар Вюйар дружил с будущими художниками и коллегами по художественной группе «Наби» Морисом Дени и Пьером Боннаром. Отучился Эдуар Вюйар всего лишь один год, но и полученные связи оказались поворотными для него.
Эдуар Вюйар был истинным домоседом, когда была возможность, он старался проводить там свободное время, отдыхая от суеты окружающего мира. Дом для него — это место покоя и расслабленной рефлексии, где можно подумать о смысле жизни и творчестве и, наконец, побыть самим собой, не обращая внимания на требования общества. Именно поэтому тема дома и домашней обстановки так важна для художника.
Трапеза в саду
Через год, вместе с приятелем Кер-Ксавье Русселем, Вюйар уходит из лицея и станет учиться в художественной Академии Жюлиана. Научился он там немногому, зато завёл нужные связи, которые очень пригодились в дальнейшем.
А в 1888 году образовалась группа Наби, организатором который стал Поль Серюзье и куда вошли друзья-художники Пьер Боннар, Морис Дени, Кер-Ксавье Руссель и Эдуар Вюйар. Они стали претенциозно называть себя пророками, искать новые темы в искусстве и изучать древние рукописи.
Это время было самым плодотворным для Вюйара — его называли «Гогеном, который остался дома», и тут была значительная доля истины. Зачем искать несуществующее счастье в Полинезии, если оно рядом — в Париже, в домах богатых заказчиков, куда он получил доступ — о чём раньше сын швеи и начинающий художник не мог и мечтать. Он украшает гостиные, создавая для них величественные панно, сотрудничает с авангардным журналом La Revue Blanche и при этом безнадёжно влюбляется в жену его издателя Мизию.
Мизия на канапе
Мизия станет его музой, он напишет множество её портретов, купит фотоаппарат, чтобы запечатлеть свою возлюбленную дома и в саду.
Она разведется со своим первым мужем, дважды ещё выйдет замуж, но Эдуар Вюйар для неё всегда будет лишь влюблённым другом, хотя в своей книге воспоминаний написала, что именно он сделал ей самое красивое признание в любви.
В начале XX века Эдуар Вюйар заключил соглашение с братьями Бернхайм-Жен — владельцами крупной французской галереи. Один из их партнёров Джос Хессель стал покровителем и другом художника, что, впрочем, нисколько не помешало ему влюбиться в его жену Люси.
Мадам Хессель на морском побережье
И на сей раз всё было серьёзно, между Вюйаром и Люси начался настоящий роман, однако Джос Хессель относился к нему с поразительным равнодушием.
Постепенно и Эдуар Вюйар стал писать картины в несколько ином ключе — менее авангардном, возможно понял, что за кубистами и фовистами ему всё равно не угнаться. В картины вернулась грамотная перспектива, в них появилось множество мелких деталей, отчасти они стали похожи на традиционные полотна импрессионистов.
Женщина в шляпе
И до самой смерти своей мамы он жил в её доме. Цены на его картины росли, но образ жизни оставался всё таким же скромным, словно он не хотел менять столь любимую и привычную обстановку её дома.
Во время Первой мировой войны Эдуар Вюйар станет военным художником, и всё увиденное навсегда отвратило его от любых военных действий.
Интерьер тюрьмы. Допрос заключенного
Он очень расстроился, когда началась Вторая мировая война, в итоге сердце художника не выдержало и Эдуар Вюйар умер в доме своих покровителей Хесселей.
Онлайн маркетплейс современного искусства и рукоделия artalebrio.com представляет широкий выбор живописи, графики, фотографии, товары мастеров рукоделия (handmade) - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи