ru
ru
Главная | Арт блог | Морис Утрилло — гениальный пейзажист, мизантроп и алкоголик
Назад
Морис Утрилло — гениальный пейзажист, мизантроп и алкоголик

Морис Утрилло — гениальный пейзажист, мизантроп и алкоголик

Поделиться в соц сетях:

Морис Утрилло (26 декабря 1883 г. - 5 ноября 1955 г.) — французский художник, творивший в жанре пейзажа, которого многие критики от искусства небезосновательно называют «певцом парижских улиц». Его картины написаны в стиле импрессионизма, характеризуются широкими мазками, своеобразной манерой исполнения во главу угла которой поставлена атмосфера Парижа и настроение самого художника.

Морис Утрилло родился в 1983 году, его мама — известная в то время во французской богемной среде натурщица и художница Сюзанна Валадон. Она позировала многим известным французским художникам: Эдгару Дега, Огюсту Ренуару, Тулуз-Лотреку. Писала она в основном женские портреты, пейзажи и натюрморты. Одна из самых известных картин Валадон - "Радость жизни", которая сейчас находится в «Метрополитен-музее».

На ней изображены женщины ню, причём не отличающими совершенными формами. Для того времени это был определённый вызов традиционной живописи и морали. Валадон — первая женщина, принятая в Национальное общество изящных искусств, ей уже к зрелым годам удалось добиться материального благополучия и признания публики.

Но в юности вела достаточно свободный образ жизни не особенно скованный рамками морали, потому и не могла назвать имя отца своего ребёнка. Мальчик появился на свет, когда Сюзанне исполнилось 18 лет, до ребёнка ей не было никакого дела — богемная жизнь и искусство привлекали куда больше. Её сын рос застенчивым, замкнутым, у него часто бывали нервные срывы. Их пыталась лечить бабушка Мориса, которая в основном и занималась воспитанием внука, и средство использовала достаточно оригинальное — красное вино с молоком.

Вот только Морис сильно пристрастился к алкоголю, уже к 12 годам он напивался до беспамятства, экономил карманные деньги, чтобы купить вино или абсент. К 14 стал настоящим алкоголиком, а в 18 угодил в психиатрическую больницу. Хорошо хоть пробыл он там недолго.

Чтобы переключить внимание молодого человека, его мама, которая наконец-то вспомнила, что у неё есть сын, и стала учить Мориса рисовать. Он постепенно, по крупицам овладевал искусством живописи, что-то брал от материнских уроков, что-то от других художников, которых было немало в Париже. Оказалось, Морис имеет все задатки, чтобы стать художником — хорошую восприимчивость, чувство прекрасного и несомненный талант, доставшийся от матери. До совершеннолетия он не притрагивался к краскам и кисточки, но когда стал рисовать, понял, что этим хочет заниматься всю жизнь, на серьёзной профессиональной основе.

Однако он был очень стеснительным и робким — странные и не совсем удобные качества для живописца, потому Морису пришлось рисовать исключительно пейзажи. Работать с людьми он не умел, любые их колкости и шутки выводили его из себя, потому и рисовать портреты, как мама он не мог.

Зато зарисовки парижских улиц Морису Утрилло удавались замечательно. Кстати, на его первых картинах вообще не было людей, потому и выглядели они несколько странно — что за улицы, по которым никто не ходит, сразу возникают мысли, связанные с какой-либо катастрофой или чумой.

Впрочем, сами картины обычно изображены в светлых, радужных тонах, и никакого негативного чувства не несут.

Лишь на более поздних картинах Утрилло появляются люди, изображенные мельком, со спины, они всего лишь часть пейзажа, не более, зачастую просто лишний объект, нарисованный по необходимости.

Морис, куда больше любил природу и красоту парижских улиц, чем людей, потому и обращался с ними на своих картинах соответствующе.

Свои работы Морис подписывал как Утрилло, а не Валадон, то есть по фамилии не матери, а своего отчима. Всё дело в том, в возрасте восьми лет Мориса усыновил иллюстратор и график Мигель Утрилло. У него с Сюзанной был роман, есть, кстати, достаточно интересная шутка по поводу усыновления. Сюзанна обратилась к Ренуару, с тем чтобы тот признал её ребёнка своим сыном, но тот заявил — «его цвет ужасен, он не может быть моим ребёнком». Тогда она пошла к Дега, но и тот отказал «его форма не соответствует никаким канонам красоты» Пришлось обратиться к Утрилло. и тот с радостью стал отчимом — «для меня честь быть причастным к работе Дега или Ренуара».

Но путь к успеху и признанию для Мориса был нелёгким. Хотя его картины нравились зрителям и в целом неплохо продавались — им импонировали простые незамысловатые зарисовки грубыми мазками парижских улиц, на которых не было ничего лишнего, художественные критики Утрилло не признавали и серьёзным художником не считали. Потому и за его картины платили по расценкам уличных художников, которых с трудом хватало на жизнь. Ни о каких персональных выставках и признания речи не шло.

К 1910 году он выработал собственный художественный стиль, который впоследствии получил название «Белый период творчества». В полотнах преобладает белый цвет, но не простой, а сложный с оттенками розового, голубого, серого, жёлтого и зелёного. Это было необходимо, чтобы придать картинам объём, передать тонкую игру света и тени. Утрилло любил использовать при написании своих картин и совершенно необычные материалы, типа мелко покрошенной яичной скорлупы, песка, извести и мха. Он их добавлял в краски, для придания объёма и нужной цветовой палитры. Потому его картины и кажутся несколько необычными — в них нет лёгкости, прозрачности, должной опрятности, традиционно настроенные критики от живописи подобный стиль восприняли в штыки. Но зато было нечто другое, важное, впоследствии по достоинству оценённое ценителями искусства — эстетика реальной жизни, такой, какая она есть на самом деле, красота настоящих пейзажей парижских улиц, их истинный дух.

Пусть они не всегда опрятны и красивы в традиционном понимании этого слова, но задача истинного художника и пейзажиста, каким и был Морис Утрилло — показать Париж во всём его многообразии, дать почувствовать атмосферу этого города и вот с ней работы Утрилло справляются замечательно. Атмосфера передана безупречно, Париж в начале XX века и был таким — не всегда красивым, серым и неуютным в ненастные и сырые февральские дни, но зато как расцветал он при ярком солнце в марте и апреле, как чувствовалась пробуждение весны, хотелось взаправду гулять по улицам этого города, вдыхать ароматы тополей, пробуждающихся от зимней спячки, радоваться теплу и хорошей погоде.


Картины Утрилло — это про чувства и настроение, переданные через пейзажи его любимого города, они разные, но в этом и их привлекательность. Там нет классического внимания к деталям, тщательной прорисовки, да и не нужна она. Его картины — классический постимпрессионизм по стилю, для которого чувства важнее внешней опрятности и лоска.

В 1910 годах его наконец-то признали и критики. В 1920 годах он уже был известен как мастер пейзажа с мировым именем, а в 1929 году даже получил орден Почётного легиона. Пошли дорогие заказы, художник уже не нуждался в деньгах, но проблемы с алкоголем никуда не исчезли.

Пил он много и часто, словно пытался найти вдохновение на дне стакана, а на деле просто уйти от проблем, провалившись в алкогольное небытие. В 1918 году вновь после продолжительного запоя оказался в психиатрической клинике и долго лечился там.

Всё это не могло остаться незаметным, потому после пребывания там написал, свою, возможно, самую запоминающуюся и необычную картину — «Безумие».

Если на всех остальных картинах Утрилло нарисованы пейзажи и улицы его любимого Парижа, то в центре этой картины нарисованная со спины фигура одинокого человека со склонённой головой и окутанными руками. Возможно это автопортрет самого Утрилло, если можно вообще назвать автопортретом фигуру со спины. Но для Утрилло и импрессионизма, которое он представлял, чувства были куда важнее деталей, а ощущения человека, находящегося на грани безумия в психиатрической клинике там переданы изумительно. Картина мрачная, выбивающая из общей канвы его творчества, но при этом оставляющая надежду — подобный эффект создают тоненькие лучики света пробивающиеся сверху.

После лечения, а в особенности когда его работы наконец были оценены по достоинству, Утрилло стал писать радужные картины, цвета становились яркими и солнечными, словно его душа постепенно пробуждалась от февральской спячки. Особенно любил он рисовать кабачок «Проворный кролик», в котором часто бывал, улицы Парижа летом.

Слава художника росла, а с ней и стоимость его картин. Он стал преуспевающим господином, знаменитым художником. В 1935 году, когда ему уже было свыше пятидесяти лет, женился на женщине идеально подходящей на роль его жены — умной, волевой и практичной Люси Валор.

Однако пристрастие к алкоголизму никуда не делось, периодически он уходил в запои и дожил до преклонных лет лишь благодаря достаточно крепкому здоровью и заботе близких. После жениться он почти не выходил из дома, а свои знаменитые пейзажи рисовал по фотографиям и открыткам.

После Второй мировой войны на волне всеобщего радостного подъёма картины Утрилло заиграли ещё более яркими красками. Люди на них уже не статичные тёмные фигуры, гуляющие парижанки в пышных шляпках создают должное светлое настроение под стать самому пейзажу.

За его картины уже платили миллионы, но на образе жизни Утрилло это никак не сказывалось. Он продолжал оставаться затворником, которого интересуют лишь творчество и собственные переживания. Богемная тусовка была не для него, интервью он давал очень редко — настоящий кошмар для журналистики. Возможно, потому, несмотря на безусловный талант о Утрилло далеко не все знают.

Умер он в 1955 году, когда ему исполнилось 71 год, а смерть наступила, когда он писал очередной пейзаж парижской улицы.


Большой выбор пейзажей современных авторов вы можете выбрать для себя или в подарок на пространстве онлайн маркета artAlebrio и купить произведения напрямую у автора.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, OK, Youtube, FB, ig

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!